search
main
0

Net-мышление или нет мышления. Неумение детей работать с информацией – крайне тревожный симптом

Конец XX века в социокультурном контексте ознаменовался переходом к новому типу общества – информационному обществу. А это значит, что информация превратилась в продукт, товар, средство управления.

Поколения предыдущего столетия, включая последнее поколение, конца 80-х, – это люди, выросшие в, условно говоря, традиционной информационной среде, основой которой являлся текст, создававшийся по определенным информационным эталонам. Современное же поколение вынуждено существовать в информационной хаотичной среде Интернета, включающей разнородный текст и большое количество видеоконтента. Современное общество – это общество потребления так называемого информационного контента, живущее в потоке бесконечной информации, объем которой постоянно увеличивается.Дети – это категория наиболее активных и наименее опытных, и, следовательно, незащищенных, потребителей информационного контента. В основном они потребляют не текстовую, а визуальную информацию, представленную различными роликами, клипами, картинками. При работе с подобного рода информацией возникает иллюзорное ощущение легкости обработки информации и обладания большим количеством знаний. Однако на самом деле у детей, лишенных текста, не развиваются навыки его понимания, расшифровки смыслов, запоминания, воспроизведения, умения сокращать и восстанавливать сжатый текст, передавать визуальный смысл речевыми средствами, то есть не задействованы многие мыслительные функции. А ведь текст – основная единица смысла, а человек – существо текстовое и нуждающееся в смыслах.В результате дети плохо воспринимают текстовую информацию при чтении, аудировании и так же воспроизводят, то есть речевая деятельность снижена.Как следствие ребята не проявляют интереса к поиску учебной, то есть текстовой, информации и ее когнитивной обработке. При этом современные дети способны только к пассивному поиску в Интернете (не в книжном формате), не предполагающему их активного участия в процессе: чаще всего они, не разбираясь в найденном контенте, выбирают любой готовый вариант в топе.Несмотря на навык оперативного поиска информации с помощью поисковых систем, современные дети не умеют пользоваться найденной ими информацией, не могут структурировать ее, анализировать, обобщать и хранить ее рациональным способом, если она оказывается для них полезной. Разделить текст на части, озаглавить эти части, озаглавить целый текст, определить главную мысль, сделать выводы – все это вызывает большие сложности. Чаще всего дети выхватывают из текста знакомые слова, далеко не всегда ключевые, а семантические связи устанавливают наугад. Приведу очень простой пример из своей практики: «Let’s go to the park» и «She will not go to the park» переводятся одинаково, исходя из словосочетания «go to the park». Но, к сожалению, все это касается не только изучения иностранного языка, но и существования в родном лингвокультурном поле.Именно поэтому все, что связано с запоминанием информации, вызывает у них протест. Зубрежка бессмысленна и не работает как метод при большом объеме. А логичное запоминание требует времени на то, чтобы вникнуть и структурировать информацию. Кроме того, у юного поколения есть вполне прагматичное объяснение: функцию OK, Google значительно проще использовать. Так что память как одна из функций мышления, условно говоря, атрофируется.Итак, дети все меньше запоминают (можно запрограммировать на определенное время напоминающий сигнал), записывают (можно сфотографировать написанное учителем на доске), фиксируют свое внимание на важных/приятных моментах (можно все фотографировать и снимать на видео), иными словами, дети перестают пользоваться собственными высшими психическими функциями, оставляя свой мозг без работы, лишая его возможности совершать мыслительные процессы.Не способные структурировать информацию, однако вынужденные жить в информационном обществе, дети привыкают схватывать информационные «вершки», не предполагая, что есть «корешки». И им совсем не хочется во всем дойти до самой сути.Информация – пища для человеческого мышления, интеллектуальное сырье. И отсутствие умения работать с информацией является крайне тревожным симптомом, так как общество в целом и индивидуум в частности информационно зависимы. Информация содержится во всем, что нас окружает: в живом и в неживом нашем окружении. И если мы не умеем ее дешифровать, то информация начинает работать с нами, а не мы с ней. Уже хвост начинает вилять собакой, а не собака хвостом.И в связи с этим на взрослых лежит ответственность за организацию информационной среды, а также за передачу детям навыков по работе с информацией. Но педагоги часто сталкиваются с тем, что родители не понимают важности этой педагогической задачи.Многие родители с большим энтузиазмом передают свои коммуникативно-информативные обязанности различным псевдообучающим девайсам. Причин на это много: некоторые поступают так в силу некомпетентности, другие не хотят отстать от современных тенденций, третьи руководствуются желанием поддерживать имидж финансово успешного человека, который может позволить купить своему ребенку все.Современных детей часто учат читать машины – развивающие планшеты для чтения, говорящие азбуки. Неудивительно, что, привыкнув учиться у компьютера, ребенок со временем органично вливается в Интернет как в информационно-коммуникативную среду: здесь он будет узнавать что-то новое, общаться в социальных сетях, развлекаться, играя в компьютерные игры, здесь будет протекать его виртуальная жизнь, которая будет составлять все больший процент от реальной. Фактически обе стороны уже будут реальными, только одна – онлайн, а другая – офлайн. А онлайн-среда, как было выше сказано, небезопасна при отсутствии определенных навыков интеллектуальной деятельности.Отходя от научных терминов и подводя итог, можно сказать следующее: если мы хотим научить ребенка плавать в океане информации, нужно сначала организовывать занятия в неглубоком бассейне под руководством тренера, обучая ребенка всем правилам техники безопасности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте