Одна из основных проблем современного образования – слабая мотивация к обучению или вообще ее отсутствие.
Детей с высокой мотивацией в каждом классе можно пересчитать по пальцам, а между тем невозможно научить ребенка, если он этого не хочет. Многие дети ходят в школу без особого желания, создается впечатление, что некоторые старшеклассники вообще не понимают, зачем им образование.Причину этого я вижу прежде всего в том, что в современном обществе сформировался новый образ идеальной, состоявшейся личности, кардинально отличающейся не только от идеала прошлых веков, но и от идеала двадцатилетней давности. Раньше детям хотелось быть умными, интеллигентными, образованными людьми, потому что такого человека ценило все общество, его ставили в пример средства массовой информации, он был образцом для подражания. Дети видели именно в образовании основу своей будущей профессии и дальнейшей успешной жизни, видели исключительность, некую избранность в высокообразованных людях. Изменения в обществе последних двадцати лет привели к тому, что успешность измеряется теперь не интеллектуальными, а материальными ценностями. Дети равняются на богатых и знаменитых, большинство из которых и не скрывают, что плохо учились в школе, что образование им ничего не дало. Средства массовой информации этот образ – идеал сильного, наглого и богатого – не просто поддерживают, а культивируют.Если раньше ученый – это, безусловно, уважаемый человек, яркая личность, то теперь это неудачник, чудак. Хотите быть на него похожим? Конечно, нет! Кроме того, большинство московских детей мало задумываются о своем будущем. Проводя большую часть времени за компьютером, в виртуальном мире, они растут инфантильными, поздно взрослеют и считают, что родители и дальше будут тянуть их по жизни. У одних нет необходимости строить свое будущее, потому что оно кажется им уже обеспеченным и купленным, а другим просто страшно о нем думать, проще спрятаться за экран монитора. Ни тот ни другой подход не способствует возникновению мотивации к обучению. Поэтому задача современного педагога состоит не столько в том, чтобы дать знания, сколько показать их необходимость, ту полноту жизни, которую раскрывает образование, ту степень свободы, независимости от материального мира, которую дают только интеллектуальные и духовные ценности.Только тогда, когда дети поймут, что тот мир, который открывает перед ними образование, гораздо шире, прекраснее и богаче, чем мир вещей и денег, они захотят и смогут учиться. Наша задача – раскрыть для них этот мир.
Комментарии