search
main
0

Нет худа без добра,. или Деньги, которые мы выбираем..

Кошелек или жизнь? Если отдать – то кошелек. Если взять – то жизнь. Это когда дуло к виску или нож к сердцу. Когда же вопрос так остро не стоит, то слова «кошелек» и «жизнь» вроде как синонимы. Без кошелька (желательно туго набитого) вроде бы и нет жизни. А может, все-таки есть? На этот вопрос порою так же трудно ответить, как и на вопрос «Есть ли жизнь на других планетах?».

Вначале были Слово, Бог, Природа – все что угодно, но только не деньги. Их придумали те, которые решили, что можно прибрать к рукам и слова, и богов, и природу. В какой-то мере им это удалось. Мера эта, правда, оказывается на поверку действительно «какой-то», к тому же весьма условной. Я никогда не был поклонником золотого тельца и никогда не имел больших денег (хотя порой к ним и прикасался), поэтому я вынужден получать удовольствие и удовлетворение от вещей и состояний, которые недоступны (вернее, они-то, конечно, теоретически доступны, но как бы вне поля зрения) для людей с тугими кошельками. Что же для меня это безденежное бытие? Какое оно? Я не коллекционирую художественные полотна. Предпочитаю любоваться восходами и закатами, березовыми рощами и мачтовыми борами в натуре. Кстати, если в природе и существуют какие-то несправедливости, то деньги ни в коей мере не могут исправить их, а часто даже наоборот – углубляют. Между прочим, в природе ее блага часто достаются самому сильному, ловкому и хитрому. В обществе же богатство нередко перепадает людям, которые по законам природы не заслуживают его. Например, достается по наследству или сваливается вдруг в качестве взятки. Трудно представить матерого волка, который своему хилому дитяте-волчонку завещал бы в вечное пользование богатое дичью и зверем угодье, или паука, у которого попавшая в паутину муха за мзду вымолила свободу. Может, различные разборки в обществе (в том числе войны) случаются из-за инстинктивного стремления людей реабилитировать свою природную сущность, которая при всех социально-денежных наслоениях все-таки остается изначальной?Я не покупаю в супермаркетах рекламные продуктовые экзоты, а вынужден выращивать проверенные желудками предков и, конечно, своим собственным помидорчики, огурчики, картошечку, в крайнем случае покупаю их у знакомых бабушек. Я не приобретаю замороженную рыбу и маринованные грибочки сомнительного качества, а сам ловлю рыбу и собираю грибы, испытывая при этом величайшее телесное и душевное удовольствие. Я не имею возможности глотать дорогие лекарства и очищать сосуды с помощью дорогостоящих препаратов, приходится бегать утром, обливаться холодной водой.Я не торчу в автомобильных пробках, не мчусь стремглав по шоссе, а кручу педали велосипеда, наблюдая жизнь. «Деньги, как стена, разделяют людей», – грустно констатировал мудрый и дотошный англичанин Голсуорси. Неспешная велосипедная, а то и пешая дорога позволяет мне наблюдать разные жизни и общаться на равных с разными людьми. И это, поверьте, весьма великое благо, которое не купишь за деньги. Между прочим, по селам среди дедушек и бабушек немало мудрых участливых людей. И не надо в трудных (безденежных) жизненных ситуациях прибегать к помощи дорогих психотерапевтов, экстрасенсов, часто достаточно просто побеседовать с дедом-сторожем, простой селянкой, монахом, путником. Врачующую мудрость древних и именитых авторов легко почерпнуть и из доступной всем классики. Ее тома сегодня часто можно видеть на свалках. Мой друг недавно из старых книг, например, соорудил в доме перегородку.Хлеба и зрелищ издревле желал народ. Ну, хлеб еще так-сяк с помощью палки-копалки, силка или рыболовного крючка еще можно было добыть, а вот со зрелищами сложнее. За них приходилось все-таки раскошеливаться. Сейчас вроде стало попроще. «Кино, вино и домино» доступны даже бомжам. Те же, у кого денег куры не клюют (остальная домашняя и прочая живность их по причине явной несъедобности, правда, тоже не потребляет), любят тешить свою похоть и самолюбие различными дорогими шоу с участием модных звезд (которые, кстати, нередко зажигаются за немалые деньги). Мне забавно, не более, а чаще просто скучно. Давно замечено, что сама жизнь – это театр, а мы все в ней актеры. Самые интереснейшие и душещипательные шоу разыгрываются на подмостках обыденности. Нужно только уметь вглядеться в эти сценки и действа вокруг себя – дома, на работе, в магазинах, в базарной толчее, в транспорте, в политических баталиях. Постарайтесь воспринять все это как игру, постарайтесь на некоторое время стать слушателем, зрителем. «Никогда не понимал, почему люди играют в придуманные игры, когда вокруг так много настоящих», – говорил блистательный американский гуманист, социалист и сатирик Курт Воннегут.Бедность и богатство… Два полюса? Два начала? А может, просто разные одежки, разные дороги? Мир равновелик в самых ничтожных проявлениях своей изначальной сущности. «Если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно…» На планете есть место абсолютно для всего. Вполне можно допустить, что для кого-то счастье в количестве денег (тем более если дело исключительно в деньгах или деньги в деле). Для большинства же счастье и дело отнюдь не в количестве денег, а чаще в том, каким способом и какими средствами они добываются. «Ничего чрезмерного», – говорил мудрец Хилон. Избавившись от лишнего и довольствуясь малым, я имею возможность (и желание!) поразмышлять о жизни, проникнуть в ее суть. Вот что писал по этому поводу Л.Толстой в своей исповеди: «Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живем, лишают нас возможности понимать жизнь, и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей». Не совсем, наверное, про деньги и их роль, но все же, все же, все же…«Теперь взоры обращены не к тем, кто правит, а к тем, кто мыслит», – сказал на могиле Бальзака его современник Виктор Гюго. Я к правящим добавил бы и тех, кто сидит на деньгах. Многие из них герои нашего времени. Но не они герои истории. Не к ним в минуты скорби и утраты придет человечество за советом и успокоением. Взоры все чаще обращаются к мудрецам. Их слушают. Им внимают. Вот что они говорят о деньгах: «Часто можно слышать, что миром управляют деньги. Это все равно что пытаться утверждать, будто автомобили управляют водителями, а инструмент управляет тем, кто держит его в руках. Не требуется большого ума, чтобы понять: деньги всего лишь инструмент. Деньгами управляет информация. А информацией управляют идеи». Если у меня есть идея и есть информация о путях достижения ее, то деньги уже дело, может, и не третьестепенное, но уж второстепенное точно.В народе (излишне уточнять, среди какого контингента) существует мнение, что деньги – зло (и это правда, по крайней мере никто спорить не будет, что зло ходит вокруг денег), но есть еще большее зло – их нехватка. Из двух зол обычно выбирают меньшее? А если так: деньги – добро (и это тоже правда), а их нехватка… да, тоже может быть добром? И не меньшим. Так как худа без добра, как известно, не бывает. Ведь сказал кто-то из великих, что деньги быстро обнаруживают свое бессилие, если желания человека лежат в области чувств. И часто именно нехватка денег не расслабляет и разнеживает человека, а стимулирует его, возбуждает дремлющую (или задремавшую?) внутри него созидательную или творческую энергию.Деньги со всем, что можно на них купить, не одаривают человека всеохватным телячьим счастьем. Для мудрецов всех времен и народов это азбучная истина. Немало сельских людей, просмоленных степным солнцем и изнуренных тяжелым трудом, были уверены, что кропотливый труд на земле не может принести богатства, больших денег. «Тогда будешь иметь, как старый черт соберется умереть», – утешал хлебопашец соседа, такого же, как и он, трудягу. Земледельцы в один голос твердили, что богатеют только так называемые занятельщики – люди, которые имеют деньги от занятий, которые приносят барыш. Таким занятием, например, может быть торговля. У торгового человека богатство за плечами, а черт перед очами.Вообще-то трудяга-бедняк мог однажды проснуться богатым. Произойти это могло лишь в одном случае – нужно было продать душу черту. Хотя лукавый не с каждым соглашается заключить договор. Он сначала долго роется в книгах, чтобы установить, предлагал ли кто-нибудь из предков человека душу в обмен на богатство, насколько праведной была его жизнь, не нарушал ли человек когда-то данного им честного слова. Если все заканчивалось согласием обоих, то человек дальше мог быть спокойным за деньги, которые вдруг появлялись у него. Их днем и ночью охраняет черт-скарбник. Некоторые соседи, которые знают или догадываются, в чем дело, иногда и сами призадумываются: «Пусть бы черти у дядька служили, а дядька у меня». Когда уже черт душу записал, не сетуй, что в ад попал. Иначе раздраженный бес может сурово наказать нарушителя соглашения – до конца жизни тот с бедностью не расстанется. «Был когда-то дворянин, да черт имя переменил», – говорят по этому поводу в народе. А потеря имени – это часто и потеря души. Может, стоит об этом помнить нашим нуворишам?Самые интереснейшие и душещипательные шоу разыгрываются на подмостках обыденности. Нужно только уметь вглядеться в эти сценки и действа вокруг себя – дома, на работе, в магазинах, в базарной толчее, в транспорте, в политических баталиях. Постарайтесь воспринять все это как игру, постарайтесь на некоторое время стать слушателем, зрителем.Трудно представить матерого волка, который своему хилому дитяте-волчонку завещал бы в вечное пользование богатое дичью и зверем угодье, или паука, у которого попавшая в паутину муха за мзду вымолила свободу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте