search
main
0

Нет души – нет гжели, или Художник должен учиться в детского сада

Час езды от Москвы, и вы в Гжели – в малом городе народных умельцев. Современная Гжель объединяет несколько десятков сел и деревень. У них обычные русские названия: Речицы, Новохаритоново, Турыгино… Здесь нет особенных красот, только широкие поля, голубое небо, полоса синего леса вдали… Эту трепетную синеву перенесла Гжель на белоснежную гладь фарфора, соткав из нее узоры на кувшинах, вазах, блюдечках.
Директор Гжельского художественно-промышленного колледжа Виктор Логинов видит секрет популярности изделий в их самобытности, доступности и невысокой цене. Смотришь телевизор – гжельская вещь мелькнула. Гжель – это массовость и неповторимость. Это огромный ассортимент, утилитарность и красота. Веками отшлифованная форма и роспись сформировали особый гжельский стиль – бело-синий с плавным переходом от темных тонов к светлым. Гжельские изделия выполнены ручным способом. Все это вместе создает популярность, привлекает интерес.

Мастера требовались всегда
Своим началом художественное образование в Гжели обязано директору Строгановского училища Н. Глобе. Он одним из первых понял, что прикладное искусство – именно искусство, а не ремесло, и, следовательно, работать в этой области должны не узкие ремесленники, а художники, хорошо образованные в эстетическом отношении. Прикладное искусство требует индивидуального творчества.
С изумительной энергией Глоба стремился осуществить свой идеал – дать России художников-мастеров прикладного искусства, способных развивать свой национальный стиль. Им были открыты филиалы Строгановского училища в Московской и Воронежской губерниях, где детей от десяти лет бесплатно обучали труду на художественно-промышленном производстве. Критерием для поступающих были только их способности к рисованию, к творчеству.
Благодаря архивным “раскопкам” удалось установить, когда начались занятия в рисовальном классе Речицкого филиала Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища. Это было 10 января 1901 года. Учеников было 13 человек, шестеро из которых занимались элементарным рисованием, а остальные, как наиболее одаренные, были допущены к композиции гончарной посуды.
Создание класса в Гжели было вызвано запросами отечественной культуры, социально-экономическим развитием страны, когда традиционные художественные ремесла уступали позиции промышленному производству. Стал необходим специально подготовленный художник, который мог бы работать с учетом новых требований развивающейся промышленности и был бы своеобразным посредником между ней и художественными промыслами с их традиционной схемой передачи мастерства от отца к сыну.
Благодаря архивам можно проследить историю многочисленных преобразований филиала.
1918 год. Филиал Строгановского училища реорганизован в профшколу Изо Наркомпроса.
“Значение Гжельского района для керамической промышленности общеизвестно и вполне понятно, почему Комиссариат по просвещению, придавая государственное значение для республики этого очага керамического производства, решил устроить здесь государственные художественные мастерские”, – сказано в одном из документов. В 1924 году профшкола была реорганизована в учебные мастерские по керамическому производству.
1931 год. Вводится в строй Гжельский керамический техникум. Он стал необходим потому, что, как следует из архивных документов – материалов к заседанию президиума Московского совета, кустарные школы, которые работали в Гжели, не могли выполнить своей основной задачи – “быть показательными центрами и выпускать квалифицированных кустарей, могущих действительно двинуть вперед технику кустарной промышленности из-за отсутствия достаточной материальной базы…” В поселке Новохаритоново живет и до сих пор работает на ЗАО “Гжель” Зинаида Жадина – участница строительства техникума, ученица его первого набора. Ей уже 88 лет.
Зинаида Михайловна вспоминает:
– После школы я работала год, пока не открылся техникум. В его строительстве участвовали все будущие студенты. В первый год набрали две группы – технология тонкой керамики и технология грубой. Преподаватели были сильные. И дело свое я любила. Первым директором был Михаил Карев, как и я, родом из Речиц. Проработал он недолго. Поднял техникум и ушел, отозвали на работу в горком. Техникум я закончила в 1935 году. В Турыгино организовали экспериментально-производственную лабораторию, где теперь объединение “Гжель”.
Менялись названия, места расположения, совершенствовалось обучение. Мастера требовались всегда.
1935 год – Гжельский силикатно-керамический техникум.
1988 год – Гжельский художественно-промышленный техникум.
1991 год – Гжельский художественно-промышленный колледж.
Свой вековой юбилей колледж торжественно отметит 27 сентября. Сегодня он – главный центр сохранения традиций всемирно известного промысла и подготовки кадров для региона, экспериментальная площадка Министерства образования, Российской академии образования и администрации Московской области.
За последние годы регионы встали перед необходимостью создания новой образовательной системы, построенной с учетом местных культурно-исторических традиций. Благодаря территориальному расположению, хорошей учебно-материальной базе, стабильному педагогическому коллективу колледж стал ведущим звеном учебно-культурного, научно-производственного центра “Гжель”. Все предметы здесь можно изучать на практике – в мини-цехах и на предприятиях.
Лицо колледжа и его специфику определяет, конечно, отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Художник-керамист – это человек, способный воплощать свои идеи в разных керамических материалах, и в колледже можно работать с любыми видами керамики, за исключением фаянса. Можно делать все: уникальные изделия, утилитарные, декоративные, интерьерные. Чтобы поступить, необходимо пройти творческий конкурс, затем сдать экзамены. Все как в творческих вузах.
– На первом курсе все одинаковы, – делится своими наблюдениями преподаватель специальных художественных дисциплин Анатолий Дрыга. – Но главное в нашем деле – трудолюбие. Пусть человек немного умеет. Я по собственному опыту знаю: из самых средних вырастают великолепные мастера. Лишь бы преподаватель был настойчив. Как тренер. Если держать команду постоянно в творческом поиске – толк будет! Будут мастера!

Шамот и музей дипломных работ
С заслуженным художником Галиной Московской, которая преподает в колледже, мы направляемся в музей. В нем хранятся дипломные работы выпускников. Путь наш лежит вдоль ярко освещенной солнцем стены, на которой висят портреты ученых, среди которых – Александр Борисович Салтыков. Им создана самая полная классификация русских керамических производств, определено место и время каждой созданной российским керамистом вещи за последние три сотни лет. Он сумел возродить опыт давно ушедших мастеров гжели и передать его современным художникам.
Студенческие дипломные работы украшают все этажи колледжа. Мы встречаем два декоративных панно. Одно из белого шамотного материала, покрытого эмалью. Шамот – это когда в глину добавляется молотый обожженный черепок. Черепок – забракованное изделие, уже прошедшее стадию обжига. Его перемалывают, и он идет в глину. Она получается очень прочной, не деформируется и широко используется для оформления интерьеров. Рядом я вижу другое панно, из обычной кафельной плитки, изящно и тонко расписанной. В центре шатровая церковь.
У колледжа хорошая материальная база. Глина под ногами. Еще Ломоносов признавался: “Если есть земля самая чистая и без примешивания где на свете, кою химики девственною называют, разве между глинами, для фарфора употребленными, такова у нас гжельская…”
Главное в гжельской керамике, и не только в ней, – владеть темой. Я любовался в музее сувенирной композицией “Египетские мотивы”. Стена с орнаментом, охраняемая сфинксами, танцующие египтянки. Египет и гжель. Прав был Достоевский, когда говорил о “всемирной отзывчивости” русского человека, о его способности перевоплощать свой дух в дух чужих народов, почти совершенной и потому чудесной. Эти способность и сила наиболее полно выразились, по его мнению, в творчестве Пушкина, но они могут проявиться не только в искусстве слова. Когда берешься за роспись, нельзя механически переносить никаких, даже малозаметных закорючек, не постигнув их смысла. Орнаменты имеют свой язык. И лотос, и жук-скарабей, и жесты танцующих женщин тоже что-то говорят. Чтобы узнать народ, надо узнать его святыни, чему он поклоняется, надо понять, как он соотносит земное бытие с неземным, как выражает это в искусстве. А это очень трудно.
Оканчивая колледж, Светлана Меркулова подготовила для дипломной защиты расписные фарфоровые шахматы. Она проявила себя не только как художник, но и спроектировала оригинальный столик для игры с выдвижным ящичком, где можно хранить и складывать фигурки. Невольно остановишься у глиняных кукол Регины Львовой – розовощеких кустодиевских купчих, сидящих у самовара. Их головы, руки, ноги – из бисквита. Это обожженный на высоком огне фарфор, не покрытый глазурью. Кресла, чашки, бараночки и сам самовар – фарфоровые. Регина выступила не только как скульптор и художник, но и показала себя как модельер, сшив купчихам нарядные платья.
Фантазия границ не ведает. Народное искусство при всей своей традиционности и кажущейся консервативности способно откликаться на все события сегодняшнего дня. Гжель привлекательна тем, что это частичка души народа, воплощенная в глине и красках.
– Гжель – приоритет, – говорит Галина Московская, – но мы учим не только народному искусству. Даем ребятам выбор: традиционное направление, довольно сложное, или просто профессия художника-керамиста. Найти себя в традиции, где установлены особые рамки, непросто.
Несмотря на трудности, “традиционалистов” в колледже даже больше, чем просто художников. В народном искусстве привлекает поиск чистоты. Оно связано с осмыслением своих корней, истоков.
Колледж наладил хорошие международные связи. Редко выпадает неделя, когда его не посещает какая-либо иностранная делегация. В американском городе Олбани открыты две галереи, где выставлена продукция колледжа. Практически ежегодно ребята ездят туда. За дорогу какую-то часть денег платят они сами и колледж, а пребывание в Штатах – за счет продукции и уроков. Американцы интересуются не только гжелью, а народными промыслами вообще, стремятся заинтересовать ими своих детей, занять их. Русское традиционное узорочье пока им не по плечу: надо учиться…
Гжель подкупает теплотой. На западе больше формовки, механического труда. Часто используются деколи – переводные картинки. А тут ручная работа, сложная форма, декоративность, богатые украшения. Это не штамповка, когда запускается станок и все изделия похожи друг на друга. Людей привлекает красота, созданная не машиной, а человеческими руками… Гжельская роспись под слоем глазури – вечная краска. И у каждого художника есть свой почерк. Коллекционеры различают его, хотя кажется, что все одинаково делают мазок…
Когда художников спрашиваешь, как отличить подделку от подлинной работы, они удивляются: “Разве вы не понимаете? Очень просто! В подделку не вкладывается душа!” Нет души, нет и настоящей гжели. Вот так все просто и в то же время очень сложно…

Керамика – дело тонкое
В мини-заводе колледжа вижу на одном из столов беленьких, еще не раскрашенных лошадок. Целая конная гвардия. Хозяйственная деятельность требует расчета. Следующий год – год лошади, и сувенирные гжельские лошадки с синими гривами наверняка понравятся многим.
Керамика – дело тонкое. Но существует и грубая керамика. Представьте себе обычный кирпич. Это тоже предмет керамики. Если точней – грубой строительной керамики. В колледже можно получить диплом техника-строителя. Практическое обучение на отделении “Строительство и эксплуатация зданий и сооружений”, как и на всех других, начинается с первого курса. Ребята работают на близлежащих стройках и, конечно, в своем колледже. Они знакомятся с основными рабочими профессиями – каменщик, штукатур, маляр, облицовочник.
На отделении “Технического обслуживания и ремонта промышленного оборудования” готовят техников-механиков. Они должны уметь установить, смонтировать, поддерживать в рабочем режиме оборудование керамических производств.
Свойства сырьевых материалов и весь технический процесс выпуска керамики, заканчивая складом готовой продукции, изучают на отделении “Производство силикатных и тугоплавких материалов и изделий”. Здесь осваивают все – и тонкую керамику, от фаянса с майоликой, и грубую, до керамзита с аглопоритом.
Каждое отделение в колледже имеет свой цех. У будущих бухгалтеров свой вычислительный центр, у тех, кто учится на отделении “Организатор туризма”, – в распоряжении своя гостиница и музей, мастер-класс. С одной стороны, туризм неспецифичен для учебного заведения, где изучают все тонкости керамики, с другой – наоборот, ведь Гжель – одно из исторических мест, связанных с художественными промыслами. Сведения о местном производстве, о мастерах восходят к временам Ивана Калиты. В гжельские края приезжает много туристов. Одни знакомятся с достопримечательностями, другие изучают производство. И благодаря постоянным гостям гостиничное хозяйство можно постигать на практике. Колледж налаживает связи с французским университетом туризма. С его ректором достигнута договоренность о том, чтобы бесплатно обучать двух-трех студентов во Франции. Ну а связи со странами СНГ были налажены еще давно и не прерываются до сих пор.
В прошлом году колледж открыл отделение правоведения. Здесь обучают юристов с дополнительной подготовкой в области охраны правопорядка. Таково было пожелание областного УВД. Абитуриентов направляют районные УВД, гарантируя выпускникам работу. Они станут участковыми инспекторами. Возможно, в дальнейшем специализация отделения будет расширена.
И еще один штрих к визитной карточке Гжельского художественно-промышленного колледжа – спорт.
Главный принцип спорта – массовость. При колледже открыт филиал Московской областной специализированной школы олимпийского резерва по легкой атлетике. В этом виде спорта студенты стали чемпионами области среди средних специальных учебных заведений. Совместными усилиями производственного объединения “Гжель” и колледжа проводится традиционный кросс на тридцать километров. В прошлом году пробег получил статус международного. Дистанция кросса связана с особенностями местности. Для спортсменов это интересно: одолев тридцать километров, знаешь, сколько пробежишь в марафоне.
На базе колледжа проводятся соревнования и среди школ района: Речицкой, Гжельской, Новохаритоновской, Карповской. Здесь занимаются работники милиции. Колледж стал центром физкультурно-оздоровительной работы. Из его стен вышли мастера и кандидаты в мастера по велоспорту, полиатлону, лыжным гонкам, легкой атлетике.
Колледж работает по экспериментальным учебным планам и программам, где предусмотрена подготовка специалистов нового типа, владеющих 4 – 5 рабочими профессиями и эрудицией инженера. Они будут способны ориентироваться в любых социальных условиях, готовы к любой смене труда. Широко используется эксперимент по обучению на двух факультетах параллельно.
Практика, и еще раз практика
– Надо придерживаться регионального изучения потребностей в кадрах и соответственно подготовку специалистов, начиная с садов и школ, формировать непосредственно там, – считает директор колледжа Виктор Логинов. Он пришел к выводу, что образование нужно реконструировать применительно к регионам, ведь они живут своей, особой жизнью. Гжель, которая пошла по этому пути, – один из примеров. Безработных нет. В хорошо отлаженном региональном образовании – ключ к решению социальных проблем.
Колледж имеет свои кафедры непосредственно на предприятии. Это позволяет проводить обучение на производстве. Ребята живут жизнью специалиста, а значит, и все проблемы узнают не понаслышке. Поступая в колледж, они получают вместе с билетом настоящие трудовые книжки. Тем самым подчеркивается важность производственной практики. В распоряжении студентов – мини-заводы, полигоны, художественные студии по майолике, шамоту, фарфору, дереву, камню, ювелирному дизайну, швейная мастерская.
Виктор Логинов:
– Одно дело, когда студент все по книге заучил. Другое – когда все сам увидел и осмыслил с учетом недостатков, которые заметил. Учебник печатался 8 – 10 лет назад, а жизнь вносит свои коррективы. Студента формирует связь с производством. Он владеет технологией, знанием профессии, его можно назначать на должность. Происходит опережение созревания специалиста в его непосредственной профессии.
Учет региональных особенностей профессионального образования в Гжели начинают с детского сада. В три года дети получают знания о гжели. Первый заместитель директора по перспективному развитию колледжа Алла Андреева разработала программу “От игры к профессии”, которая помогает им знакомиться с окружающей жизнью и трудом людей, современной техникой, дает через игру первые знания о различных профессиях.
В Гжели созданы опорные пункты вузов, позволяющие выпускникам получить высшее образование. В состав учебно-культурного научно-производственного центра “Гжель” на правах участников входят Московский институт коммунального хозяйства и строительства, Российский химико-технологический университет имени Менделеева, Высшее художественно-промышленное училище имени графа Строганова. Самые одаренные занимаются научными исследованиями по тематике региона в аспирантурах. Созданная в колледже модель подготовки художников-мастеров не имеет аналогов.
Малый город, каким по сути стал гжельский регион, можно рассматривать как единую педагогическую систему. В малом городе резче проявляются проблемы и трудности сегодняшнего состояния общества, но в то же время социокультурная среда имеет богатые возможности для создания условий, в которых каждый человек мог бы развиваться, пройти профессиональное становление. Основа непрерывного образования в регионе заключается в том, чтобы увязать культурно-исторические традиции и современное производство с его самыми новейшими технологиями. В Гжели это получилось. Удалось расширить возможности молодежи в выборе сферы деятельности. И система непрерывного образования заработала. Эстетическое образование стало ее ядром. В результате были сняты многие проблемы социальной защиты и трудоустройства. Удалось сохранить традиции всемирно известного промысла, совершенствовать мастерство художников.
По большому счету художник должен пройти и школу, и училище, и вуз. Учиться с детства. Так было в “Строгановке”. Так было в разные эпохи. Живописцы начинали подмастерьями, чтобы затем стать выдающимися мастерами. Чтобы усилить подготовку, решено реорганизовать отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в вузе. Он призван стать действительно (не только по названию) художественно-техническим или художественно-промышленным институтом. Подобных учебных заведений в стране нет. И “Строгановка”, и “Мухинка” фактически занимаются только художественными вопросами и оторваны от реального производства. При современных условиях кризиса промышленности эта связь особенно актуальна.
К тому же не так-то просто найти учебное заведение, которое целенаправленно готовило бы специалистов именно для малых предприятий, а не для промышленности вообще. За малыми предприятиями – будущее. Они способствуют формированию “среднего класса” – социальной основы любого развитого государства, убеждены в колледже. Руководствуясь правительственными постановлениями о поддержке народно-художественных промыслов, были получены согласования на реорганизацию колледжа в институт от правительства Московской области, областной Думы, Ассоциации народных промыслов, Совета ректоров вузов Москвы и области, Минэкономики и других организаций.
В вузе многое будет иначе, но об этом, пожалуй, пока рано говорить. Важно другое – то, что колледж не остановился на достигнутом и совершенствует профессиональное обучение, опыт организации непрерывного образования, ориентированного на потребности малого города. Гжельской системой интересуются уже в других регионах – это лишнее доказательство, что она оказалась действенной.
В гжельской керамике, как в любом народном искусстве, выражается самобытность мышления народа и его идеалы. Тот образ прекрасного, к которому он стремится, этические и нравственные ценности. Народное творчество помогает прикоснуться к истокам миропонимания далеких предков, ощутить себя преемником их нравственной правды. Любуешься гжельской росписью, тонкими стебельками лазоревых цветов, и кажется, будто они соединяют тебя с волшебным миром сказки, которая существует и наяву, но где-то там, далеко-далеко, в другом измерении… Надо лишь научиться ее увидеть. Узреть чудо среди повседневности окружающего мира, среди его немыслимых скоростей и шума, в скудной природе и ее однообразии, в каждодневных рассветах и закатах, всегда разных для любящего сердца, в ползущей по листу подорожника божьей коровке, в желтых монетках цветущей пижмы, одуванчика, осота, в белой кипени медуницы и отцветшего иван-чая. В этом узнавании чуда – ключ к многим тайнам мироздания, к смыслу жизни человеческой. Для того чтобы сказать об этом в краске, требуются немалое мастерство, художественный и жизненный опыт. А опыт приходит с практикой.
Виктор БОЧЕНКОВ

Статфакты

В настоящее время в Гжельском художественно-промышленном колледже обучаются около 850 студентов. В нем работают 40 преподавателей, среди которых 2 лауреата премии Правительства России в области образования, 2 заслуженных учителя России, 6 заслуженных художников России, 6 кандидатов наук, 3 доктора наук, 20 отличников и почетных работников среднего профессионального образования. Колледж имеет более 50 специализированных учебно-производственных мастерских, классов и лабораторий, два музея и выставочный зал. При колледже действует мини-завод с полным технологическим циклом производства художественных изделий.

Только за послевоенные годы на дневном и заочном отделениях подготовлено более 10 тысяч специалистов.
Художников-мастеров – 410 человек, технологов – 5002, строителей – 4168, механиков – 217, бухгалтеров-экономистов – 592, педагогов дополнительного образования – 18.

Ежегодно проводится более 70 научно-практических конференций, семинаров, отечественных и зарубежных выставок и фестивалей.
В год студенты-художники готовят более 30 авторских работ, свыше 15 научно-исследовательских работ.
Введена компьютеризация учебного процесса и выход в Интернет.

Единая “семья” воспитателей, учителей Гжельского региона составляет 300 человек. Преподавательский сводный хор – 100 человек. Детский сводный хор – 300 человек.

Для учащейся молодежи гжельского региона выплачивается более 200 стипендий имени ветеранов труда от предприятий народно-художественного промысла.
В третьем трудовом семестре для студентов колледжа – бесплатное питание. Средняя зарплата студентов в хозрасчетной деятельности колледжа – от 300 рублей в месяц. Все студенты, желающие работать на каникулах, могут трудоустроиться через центр занятости Раменского района Московской области. Распределение выпускников по Московской области составляет 80%, в том числе 40% – на Раменский район.

Комплекс колледжа занимает территорию 4,3 гектара. Площадь учебно-материальной базы – 10 144 кв. метров. Книжный фонд колледжа – более 60 тысяч экземпляров.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте