В первом номере “Учительской газеты” (9.01.2003 г.) мы опубликовали материал о челябинском мэре Вячеславе Тарасове, сумевшем многое сделать для городского образования, и объявили о начале нашей акции. Мы сообщили, что готовы регулярно рассказывать о тех главах городов и районов, которые не жалеют своих сил, стараясь, чтобы несмотря на трудное время детям и учителям жилось хорошо.
Продолжаем акцию.
Виктор Функ завоевал мое сердце сразу и без усилий. Собранный, словно пружина, компетентный, обязательный, ответственный. Это в нем подмечаешь в первую очередь. Наверное, такие качества плюс прежняя популярность в роли одного из руководителей областного стройтреста привлекли внимание земляков. Недавно в Куйбышеве его избрали мэром на второй срок, 88 процентов избирателей уверены, что он еще многое сумеет сделать для людей. Директора школ утверждают, что куйбышевская мэрия взяла на себя многие их “непедагогические” функции – взаимодействие со строителями и финансистами, организацию ремонта и строительства, детского питания, социальной среды, оздоровительных и развивающих программ. “Задача директора – развитие ребенка и педагога, а создавать для этого оптимальные условия должны мы”, – так сформулировал свой принцип Виктор Функ, рабочий день которого нередко заканчивается далеко за полночь.
Говорим о перспективах Куйбышева. Нужен еще один жилищный кооператив для учителей, нужно перевести удаленные школы на новую систему отопления, построить новый городской оздоровительный лагерь, где в течение года все школы поочередно могли бы проводить один сезон “без отрыва от обучения”, необходим и комфортный Дом ветеранов для одиноких педагогов. Разговор этот происходил в пять утра, задолго до серого морозного рассвета, в машине, на которой мэр отправился по областным инстанциям и трестам.
Терпеливая и мудрая жена его Надежда, далекая от жанра мелодрамы, говорит о своем муже так:
– Конечно, плохо, что отец почти не видит своих сыновей, ведь он и в субботу, и в воскресенье работает. Но зато они знают, как он работает и как он их любит.
Я побывала в самых разных образовательных учреждениях города, где те же проблемы и беды, что и по всей сегодняшней реформируемой России, но здесь иное настроение людей, а главное – “мобилизационная готовность” к новому. Городская администрация здесь действительно стала эффективным инструментом обустройства жизни. Но, возможно, немалую роль играет и то, что по конкретным делам, по личным встречам с мэром и сироты интерната, и глухонемые дети коррекционной школы, и нянечка детского сада, и директор старейшей гимназии знают то же, что и родные дети Виктора Функа: “как он работает”.
В рождественскую ночь под окнами моей гостиничной комнаты, выходившими на разукрашенную пестрыми гирляндами главную площадь города, молодой веселый народ неутомимо скандировал в традициях коляды “Настя, дай счастья! Настя, дай счастья!”. Вокруг гигантской елки ходуном ходили столбы снега и волны смеха. Ну чем не повод пообщаться, узнать неформальное мнение горожан? Но самая удивительная встреча ждала меня у древнего, окутанного деревянными кружевами, рубленного из лиственницы дома рядом с городской елкой.
– Кому – Настя, а кому – власти, – ворчливо сказал высокий старик в круто завитой мерлушковой шапке с длинными ушами, оказавшийся “учителем истории в отставке”. Не знаю, себя ли, историю ли он отправил в отставку, но разговаривать с ним, поглядывавшим издали на внучку-студентку, было очень любопытно. Он нещадно ругал все власти, кроме куйбышевского мэра, считая, что строитель Функ своей тактикой сотрудничества и взаимодействия со всеми выстраивает для города перспективу роста.
– Знаете, как переводится с немецкого слово “Funk”? – пытал меня собеседник. – Так можно назвать радиосигнал, импульс, искру… Похоже, есть в нем искра Божья, а сам он – импульс. Умеет организовать людей там, где дело считалось безнадежным. В первые же годы отремонтировал все детские сады и школы, поменял крыши и отопление, нашпиговал классы учебниками и компьютерами, а приоритетом объявил развитие информационных технологий. Мой друг, директор школы, теперь в горсовете работает, рассказывал, что много у этой затеи было противников. А через год и Президент России объявил компьютеризацию школ своей программой, пошли на село машины от ЮКОСа.
Мы еще долго гуляли по ярко освещенной площади, где в самом роскошном особняке расположилась музыкальная школа, по идеально вычищенным улицам окутанного вьюгами города, и я услышала историю о мэре, выросшем в многодетной деревенской семье.
– Виктор родился в Орловке, в Убинском районе. Восемь братьев и сестер у него, и вокруг такие же семьи были, а школу-десятилетку построить не могли. Виктор со старшим братом в техникум поступил, грузчиком, плотником, бетонщиком работал, чтоб заочно в архитектурно-строительном университете учиться, – рассказывал мой собеседник. – От той Орловки уже и улиц не осталось. А в Куйбышеве – лучшие по области школы, больше половины выпускников поступают в вузы, жизнь города к доброму меняется. Художественная школа, краеведческий музей переехали в новое здание. Управление образования городской администрации готовится к новоселью. Реконструирован в едином стиле комплекс зданий старейшей гимназии к ее 185-летию. Чтобы понять цену этим новостям, надо знать, что никаких особо крупных и богатых градообразующих предприятий в городе нет.
Тем не менее все образование, лечение, социальная защита куйбышевских детей обеспечены городским бюджетом. За его счет содержится 40 учреждений образования: это очень много для города, население которого немногим более 50 тысяч. Из них 7 тысяч школьников и 10 тысяч студентов и учащихся колледжей и училищ. В этом старинном городе учится каждый третий! А это еще и досуг, спорт, художественное развитие и патриотическое воспитание, рабочие места для молодежи, в том числе несовершеннолетних ребят… Какие сложные узлы завязываются меж ведомствами, как трудно кроить бюджет…
– У нас с мэрией не только не бывает противостояния, но есть прямое взаимодействие, – говорит заместитель председателя городского Совета депутатов Анатолий Цепелев, недавний директор 3-й школы, известной своими результатами обучения и правового воспитания. По итогам международного исследования по граждановедческому образованию, проведенного Международной ассоциацией по оценке учебных достижений в 23 крупнейших странах мира, работы шести учащихся 3-й куйбышевской школы вошли в сотню лучших.
Анатолий Цепелев, кстати, преподавал в школе экономику и создал систему экономического воспитания. Теперь он осуществляет социальные проекты вместе с мэрией в масштабах города и очень рад тому, как здесь складывается бюджетная политика. Например, в минувшем учебном году в бюджет не смогли заложить ни одного рубля расходов на школьный ремонт. А крыши (пресловутый южный проект, не рассчитанный на тонны сибирского снега) текли, а отопление – разорительное! – было неэффективным. Нужна была очень напряженная работа и финансистов, и строителей, и мэра, и Совета, чтобы найти эффективное решение, а попросту – деньги. И они правильно сформулировали задачу и правильно ее решили: только на ремонт школ город затратил почти 7 миллионов рублей. А еще спланировал и оборудовал пришкольные территории, установил в школах счетчики тепловой энергии и водоснабжения, в семь раз увеличил число компьютеров современных марок в школах. И бюджет вырос, и доля образования в нем возросла почти до 35 процентов.
– Нельзя экономить на детях, – сказал Виктор Функ, с которым мы еще раз встретились в детском саду “Родничок”. – Если кто-то сетует, что вот, дескать, нет денег, когда речь идет о здоровье и обучении детей, то это значит: он не хочет их зарабатывать. “Нет денег” – это просто отговорка. Искать новые источники, наполнять бюджет, брать ссуду, привлекать инвесторов – на то мы, властные структуры, и существуем, чтобы находить деньги для школы, для воспитания и развития.
Опережает Куйбышев и стандартный опыт попечительских советов. Они здесь не для проформы и маневренности финансов, а для того, чтоб создавать хорошие условия ученику и учителю. Рассказывает директор 10-й школы Сергей Аверьянский:
– Председатель нашего попечительского совета – наш земляк, депутат Государственной Думы Николай Харитонов, в совет входят руководители шефствующих предприятий – Барабинской ТЭЦ и ОАО “Спирт”, родители и бывшие выпускники, ставшие известными людьми. Они обеспечили нам компьютеры, спортинвентарь, библиотеку, видеодвойки и видеотеку.
Председатель попечительского совета 1-й школы – управляющий Куйбышевским филиалом “Ланта-банка”, выпускник этой школы и бывший мэр Александр Докучаев. Среди шефов – крупнейшая фирма “КАОЛВИ”, которая материально поддерживает все инновации этой 185-летней гимназии.
Сам мэр – председатель попечительского совета уникальной школы-интерната, где в семейных условиях живут дети-сироты и отлично, по новым методикам, развиваются в компенсирующих группах дети с особенными возможностями личности. Под свою личную ежедневную опеку мэр принял и Дом ребенка, и школу для глухонемых ребятишек, и вечернюю школу, открывшую свои классы не только в городе, но и в СИЗО, в колонии и тюрьме.
…Кстати, недавно новосибирское радио сообщило: город Куйбышев стал победителем в областном смотре-конкурсе на лучшую организацию социального партнерства.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирская область
Комментарии