Когда создавали наш вуз, было ясно: он должен обеспечить столичные школы высококвалифицированными кадрами. Для учителя эта высокая квалификация тесно связана с практической составляющей. Через несколько лет работы мы нашли удачную форму практической подготовки. В 1998 году мы делали первый выпуск с сокращенным сроком обучения. Это были выпускники педагогических колледжей и училищ, которые обучались по совмещенным учебным планам. Тогда и возникла идея привлекать их к работе на полную или на половину учительской ставки. Студенты получали зарплату, по итогам работы им выдавали трудовые книжки, а аттестационные комиссии Департамента образования могли присваивать им не 7-8-й разряды, которые обычно получают молодые учителя после окончания вуза, а сразу 9-11-й и даже за особые заслуги высокий 12-й разряд. Такие заслуги – обычно победа в номинации «Дебют» конкурса «Учитель года Москвы». За последние годы наши питомцы получали такую премию трижды.
Комментарий «УГ»Исаак КАЛИНА, директор Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ: – Министерство образования и науки РФ направило в Совет по педагогическому образованию письмо с предложением внимательно изучить опыт Московского городского педагогического университета по организации годичной практики-стажировки студентов вуза. К сожалению, факты говорят, что в некоторых педагогических вузах этой практики фактически уже нет или понятие о том, какой она должна быть, абсолютно размыто. В результате выпускник после окончания вуза если и приходит в школу учителем, то почти как первый раз в жизни. Я думаю, именно поэтому опыт Московского госпедуниверситета нужно изучать, перенимать и использовать всем вузам.
Практика продолжается 8 месяцев, то есть полный учебный год. Что мы выигрываем от этого? Во-первых, ребята могут применить на практике те знания, что получили в университете. Во-вторых, они входят в педагогические коллективы школ и после выпуска идут, как правило, в те же школы. В-третьих, они понимают, что собой представляют нынешние подростки, как найти и установить с ними контакт на уроке и во внеурочной работе.
Поначалу преподаватели, которые пришли к нам из других вузов, привыкли к традиционным учебным программам и планам, говорили, что студенты теряют время, которое можно было бы более эффективно использовать для учебного процесса. В результате они оказались не правы и свою неправоту признали.
Положение о непрерывной педагогической практике переутверждается каждый год для того, чтобы можно было учесть все нюансы, которые могут возникнуть, внести то или иное новшество. Мы подписываем договор между вузом и общеобразовательными школами на оказание возмездных образовательных услуг и договор на научно-техническое сотрудничество в процессе непрерывной студенческой практики.
Мы сумели так организовать учебный процесс, что ни один курс не терялся. Все курсы по выбору сохранялись, более того, на пятом курсе студенты проходили обучение по весьма интенсивным программам. В первой половине дня они работали в школах, а во второй – участвовали в вузе в мастер-классах, получали консультации по реальным ситуациям, с которыми сталкивались в практической работе. Педагоги вуза корректировали теоретические знания, полученные студентами, применительно к их практической деятельности, а студенты по-новому использовали практические навыки для изучения теоретических курсов.
Отрадно, что в образовательные учреждения после получения диплома идут более 80 процентов наших выпускников, а не 20-25%, как в федеральных вузах. Самое главное, мы практически свели на нет дефицит педагогических кадров в столичной системе образования.
В прошлом учебном году правительство Москвы, рассматривая вопрос о работе с педагогическими кадрами, записало в своем постановлении пункт, предлагающий Министерству образования и науки изучить и распространить в России опыт МГПУ по проведению непрерывной педагогической практики на пятом курсе.
Виктор РЯБОВ, ректор Московского городского педагогического университета
Комментарии