Когда я прочитала эти строки, то несказанно удивилась. Тихая, скромная, незаметная организация? Организация, насчитывающая свыше 5 миллионов человек? Неужели и сегодня, через 10 лет, конкурсанты считают так же? Каково место профсоюза в сложной конкурсной системе? Кто он – формальный учредитель, выделяющий деньги на призы и подарки, свадебный генерал или…
«… что касается профсоюза, то мы наблюдаем некоторую несправедливость по отношению к этой организации, сделавшей неизмеримо много для организации конкурса. … Профсоюзы как бы в тени. Хотя сделали они много. Просто есть организации тихие, скромные и очень нужные».«Пеликантъ»-дейли», газета конкурса «Учитель года-1994».
Но знакомство с материалами, присланными из территорий, обкомов, райкомов, а главное – сами конкурсанты-2004 успокоили мое профсоюзное сердце. Профсоюз – равноправный партнер, активный сотрудник, организатор, участник главного учительского конкурса. И на региональном, и, конечно, на всероссийском уровне.
Например, терком Профсоюза работников народного образования и науки РФ Санкт-Петербурга и Ленинградской области организовывает и проводит региональные конкурсы «Учитель года», «Студент года», «Школа года». А в 2003-м и 2004 годах терком профсоюза принимал участие в работе слета победителей конкурса «Учитель года». В 2004 году на профсоюз легли организация и финансирование открытия слета во Дворце культуры работников просвещения «Юсуповский дворец».
В Костромской области обком и райкомы являются соучредителями областного и районных конкурсов «Учитель года». Согласно Положению о конкурсе на плечах райкома – проживание конкурсантов и подарки. Председатель областной профсоюзной организации является главой оргкомитета, а один из председателей райкома – членом жюри. Обком профсоюза учредил приз, который вручается, как правило, профсоюзному активисту – учителю, принимающему участие в областном конкурсе.
Особенно хочется отметить, что по инициативе обкома профсоюза проводится «радио – круглый стол» с участниками российских и призерами областных конкурсов.
Башкирский реском профсоюза в конкурсе «Учитель года» работает в дружном тандеме с республиканским министерством. Победителю республиканского конкурса реском выплачивает ежемесячную стипендию – тысячу рублей на проведение мастер-классов.
В теплые майские дни в одной из жемчужин Дона – городе Цимлянске – прошел юбилейный пятнадцатый финал областного конкурса «Учитель года-2004».
В последний день прошла пресс-конференция лауреатов и организаторов конкурса – Министерства образования Ростовской области и обкома профсоюза, который, к слову, учредил два приза конкурсантам – председателям первичных профсоюзных организаций. Для участников финала конкурса была продумана интересная культурная программа, инициаторами и ведущими которой стали и обком профсоюза, и участники областного клуба победителей и лауреатов конкурса прошлых лет. С 1996 года, когда впервые прошел областной конкурс «Учитель года», Читинский обком профсоюза принимает активное участие в его организации и проведении. Наравне с Комитетом общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области и Читинским институтом повышения квалификации работников образования. Стоит отметить, что участие областной профсоюзной организации в конкурсе – не номинальное: руководители Читинского обкома профсоюза – непременные члены оргкомитета и Большого жюри. И, конечно же, победители не остаются без специальных «обкомовских» подарков. Обком также учредил собственную номинацию «За активную гражданскую позицию». Для участвующих в конкурсе профсоюзных активистов предусмотрены отдельные премии.
Нельзя не отметить работу профсоюзных организаций Краснодарского края, Тамбовской, Ульяновской, Вологодской, Нижегородской областей. И список этот можно продолжать, ведь в каждом городе, районе, области ни одно значительное в жизни российского учительства событие не обходится без профсоюза. Ведь это наш профессиональный союз, союз учителей. Конкурс – общая забота и органов управления образованием, и объединений профсоюза.
В уставе профсоюза записано черным по белому, что его целями и задачами является в первую очередь «представительство и защита социально-трудовых, профессиональных прав и интересов членов профсоюза», а также «укрепление и развитие профессиональной солидарности». «Наравне с другими социальными партнерами профсоюз осуществляет организацию и проведение оздоровительных и культурно-просветительных мероприятий».
Всероссийский конкурс «Учитель года» не исключение.
Отрадно, что из 76 участников Всероссийского финала конкурса-2004 больше половины – члены профсоюза. Есть среди них и председатели первичных, и члены городских и территориальных профсоюзных организаций. Учителя года – люди творческие, беспокойные, целеустремленные. И мы верим, что и членство в профсоюзе для них не формальность, а желание помочь своим коллегам. Ведь для того чтобы сохранять и развивать лучшие традиции российского образования, учителям необходимо создать достойные условия труда и оплаты, поддержать учителя в его стремлении шаг за шагом расширять свои знания и передавать их детям.
Вопросы, которые задавали участники финала министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко, «нобелевские лекции» «пятнашки» показали, что сегодняшнего учителя беспокоит не только, а точнее, не столько он сам, а ситуация в российском образовании в целом, положение коллег и, конечно, заработная плата.
Сегодня благополучие учителей и их школ зависит не столько от правительства, сколько от местных органов власти – от руководителей регионов, губернаторов и мэров. И в первую очередь – от самих учителей! От единства нашего профессионального сообщества! Именно наша с вами активная профессиональная и гражданская позиция должна определять будущее российского образования.
Елена ЕЛШИНА, ведущий специалист ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии