Сегодня, когда нет распределения и обязательной отработки педагогической практики, нельзя сказать точно, сколько выпускников педвузов и педучилищ пришли работать в школы в новом учебном году. В Министерстве образования этой проблемой не занимаются, а приблизительные цифры будут известны не раньше октября. В регионах по этому вопросу тоже затруднительно получить точную информацию, но в некоторых нам все же ее предоставили.
По словам заместителя начальника Департамента образования Вологодской области Николая Баландина, ситуация с трудоустройством выпускников местных педагогических вузов и училищ, которых в этом году около полутора тысяч, оставляет желать лучшего. Последние несколько лет на Вологодчине требуется от 560 до 600 учительских ставок. Примерно половину вакансий закрывают выпускники педучилищ. Выпускники педвузов идут работать в 5 – 11-е классы. С учителями начальных классов проблем нет, а вот в преподавателях физики, химии, информатики и технологии чувствуется нехватка.
– В нашем регионе два педвуза и два педколледжа, – рассказывает начальник отдела педагогического образования Департамента науки и образования Липецкой области Ирина Горбачева. – В этом году по итогам собеседования 482 человека (35-40% от общего числа выпускников) идут работать в школы. Примерно 70% – целевые направления в сельскую местность, по месту жительства молодых педагогов. Здесь ощущается проблема с кадрами – в основном не хватает учителей иностранного языка и информатики. Практика последних лет показывает, что примерно треть выпускников, которые по окончании педвуза выбирают работу не по специальности, через год-другой мытарств все же приходят в школу. Зарплата молодого учителя у нас повышена на 15%, сохранены выплаты подъемных в размере 2-3 окладов.
Статистика, конечно, дело нужное. А вот что под нею скрывается, в этом нам помогла разобраться заведующая кабинетом педагогического опыта Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Елена Пахомова.
– При нашей академии действует центр «Школа 2000». Там обучается много молодых учителей, в основном – начальных классов, – рассказывает Елена Михайловна. – Пообщавшись с ними, я представляю, что сегодня происходит со студентом, что творится в его душе. Молодой человек заканчивает педагогический университет, и перед ним встает непростой вопрос – куда пойти работать. Не подлежит сомнению, что наиглавнейшая причина, почему выпускник педвуза не идет в школу, – низкая зарплата. Это касается всех. Учителя географии зачастую уходят в туристические агентства, преподавателей иностранных языков приглашают в фирмы, где используются компьютерные технологии, в качестве референтов, помощников, секретарей, «иностранцы» работают переводчиками. Учителя русского языка и литературы становятся корректорами в издательствах и различныех СМИ.
Есть еще и другая проблема. Многие из молодых педагогов, пришедших в школу, там не задерживаются. Почему это происходит? Дело в том, что школьный коллектив, как правило, – это люди пенсионного или предпенсионного возраста, старых взглядов, отдавшие своей работе по несколько десятков лет. Молодые учителя попадают в среду, которая их не устраивает в плане социализации. Сложившийся коллектив школы не принимает молодого преподавателя, считая, что он не владеет методикой преподавания. Но практика показывает, что молодой учитель зачастую глубже знает содержание своего предмета, чем его коллега, умудренный опытом. Молодежь владеет новыми методиками и технологиями, которыми не владеют старшие. В результате получается нестыковка. Но и не это самое главное. Самое главное то, что молодой человек не находит в школьной педагогической среде единомышленников и друзей. Да, он набирается опыта, знаний. Однако, помимо этого, между уроками и после них с кем-то хочется просто пить чай, общаться, делиться секретами, ведь учитель – тоже человек. Двадцатидвухлетней девушке нужна подруга, друг. Социальные процессы в школе, особенно в сельской, очень сложны. Молодежь не успевает адаптироваться к профессии, потому что не может адаптироваться к учительской среде. Эти проблемы были всегда и остаются сейчас в любом регионе – будь то центральная часть России или Камчатка.
Безусловно, и методические службы, и органы управления образованием должны быть заинтересованы в том, чтобы молодой учитель закреплялся в школе. И сейчас практически во всех регионах работают клубы молодых педагогов. Они создаются при институтах повышения квалификации учителей, при районных методических кабинетах, где выпускники педвузов находят питательную среду для удовлетворения своего молодежного интереса. В этом плане хорошо работают и клубы «Учитель года».
Комментарии