search
main
0

Нестрашный английский. Интернет-уроки на иностранном языке

Читая выпуски «Методической кухни» в «Учительской газете», я постепенно убедилась в том, что учитель может не только пользоваться информационно-коммуникационными технологиями для себя, но и сделать ИКТ частью общеобразовательного процесса. Как преподавателю английского языка, мне особенно интересны публикации о применении компьютеров и интернета на уроках иностранного. Наконец, я могу поделиться с коллегами и своим опытом в этой сфере.

Общеизвестно, что диалог культур невозможен без толерантного отношения людей разных стран друг к другу. «Толерантный» в переводе с английского означает «терпимый». Слово «терпимый» происходит от глагола «терпеть». «Терпеть что-то» значит «понять, принять и привыкнуть». На то, чтобы привыкнуть, требуется время. Значит, начинать нужно как можно раньше. Интернет предоставляет возможность не только обучаться в иноязычной среде, но и совершать виртуальные путешествия по странам изучаемого языка. Во время таких «поездок» ученики вынуждены пользоваться иностранным языком для достижения своих целей. дает возможность самому получить дополнительную информацию, сделать самостоятельный вывод о каком-либо памятнике культуры, явлении или событии. Кроме того, такая форма работы обладает мощным мотивирующим фактором, который не следует игнорировать, особенно в среднем звене школы. Игра в путешествие снимает чувство страха перед общением с носителями языка, помогает привыкнуть к аутентичным материалам.

Виртуальное путешествие

Долгое время мне казалось, что ИКТ можно использовать лишь на занятиях со старшеклассниками. Участвуя во Всемирном уроке английского языка, я поняла, что подобная форма работы перспективна в любом классе. Школьники среднего звена увлеченно выполняли задания и не испытывали трудностей с техникой. Мои ученики стали просить, чтобы я почаще проводила с ними подобные занятия.

Зачем использовать интернет-технологии на уроках иностранного языка? Прежде всего, чтобы сформировать у детей социокультурную и функциональную компетенции как залог успешной коммуникации и диалога культур. Ведь наша задача – готовить учеников к реальной межкультурной коммуникации.

Общеизвестно, что диалог культур невозможен без толерантного отношения людей разных стран друг к другу. «Толерантный» в переводе с английского означает «терпимый». Слово «терпимый» происходит от глагола «терпеть». «Терпеть что-то» значит «понять, принять и привыкнуть». На то, чтобы привыкнуть, требуется время. Значит, начинать нужно как можно раньше. Интернет предоставляет возможность не только обучаться в иноязычной среде, но и совершать виртуальные путешествия по странам изучаемого языка. Во время таких «поездок» ученики вынуждены пользоваться иностранным языком для достижения своих целей. Виртуальное путешествие дает возможность самому получить дополнительную информацию, сделать самостоятельный вывод о каком-либо памятнике культуры, явлении или событии. Кроме того, такая форма работы обладает мощным мотивирующим фактором, который не следует игнорировать, особенно в среднем звене школы. Игра в путешествие снимает чувство страха перед общением с носителями языка, помогает привыкнуть к аутентичным материалам.

Открытка на «пять»

В четвертом классе мы провели урок по электронным открыткам, который я вписала в тему «Праздники». Сначала разобрали тему на уроках в обычном классе, прочитали тексты, выполнили упражнения в учебнике, написали самостоятельные работы. Подошел этап закрепления темы. Я выделила время для разбора необходимой лексики перед занятием в интернет-классе, а также проверила, есть ли у ребят навыки работы с компьютером. Школьники записали в тетрадях основные понятия и индивидуальные задания. Таким образом, придя в интернет-класс, каждый ребенок знал, чем будет заниматься.

Учитывая возраст детей и уровень владения иностранным языком, я вместе с учителем информатики подготовила рабочие места заранее. Ввела школьный пароль, помогла открыть сайт www.123greetings.com, указала категории открыток, дала ребятам время повосхищаться красочными, забавными картинками, некоторые из которых с анимацией и звуком. Очень важно постоянно обращать внимание детей на используемую во время занятия лексику, помогать им узнать изученный ранее вокабуляр. В конце занятия мы создали коллективную электронную открытку и отправили ее Нине Мартиевне Коптюг, учителю нашей школы, постоянному автору «Учительской газеты». Она прислала детям поздравление с успешным выполнением задания. Обратная связь также очень важна, школьники понимают, что не просто выполнили какое-то стандартное упражнение, но использовали иностранный язык для непосредственного общения.

Важно отметить, что подробные объяснения нужны только на вводном занятии. В дальнейшем, приходя в интернет-класс, ребята уже знают, что делать, понимают, что ИКТ на уроке – такое же средство получения информации, как телевизор, магнитофон.

Мне в Лондон срочно по делу…

В пятом классе подобные уроки стали неотъемлемой частью нашего учебного плана. Для того чтобы повторить тему «Лондон» по УМК И.Н.Верещагиной English-IV, я сделала методическую разработку урока «Путешествие по Лондону», опираясь на сайт www.visitlondon.com. Сформулировала цели урока:

– создание мотивации средствами интернета;

– пополнение страноведческих и культуроведческих знаний;

– пополнение словарного запаса по теме;

– развитие навыков чтения, языковой догадки по контексту;

– совершенствование умения составлять письменные тексты на английском языке;

– обобщение изученного материала;

– развитие навыков работы в интернете.

Поставила перед собой и детьми задачи: научиться пользоваться возможностями гипертекста (электронным словарем); путеводителем по Лондону; справочной информацией, заполнять анкету.

Урок начался с инструкции о том, как работать с гипертекстом и электронным словарем, как пользоваться путеводителем по Лондону, расшифровывать электронную карту. Вместе со мной ребята составили план виртуального путешествия. В ходе урока каждый ребенок зашел на заданный сайт и самостоятельно путешествовал по городу, осматривая достопримечательности, читая небольшие тексты и надписи, находя подтверждение знаниям, полученным на предыдущих уроках, либо пополняя страноведческие и лексические знания.

Обычно дети работают активно, с большим интересом, т.к. языковой уровень сайта и социокультурная информация, представленная на нем, соответствуют уровню знаний учеников. Тексты и надписи я советую читать три раза: понять общее содержание, догадаться о значении незнакомого слова по контексту, найти значение незнакомого слова в электронном словаре. Кроме того, если возникли трудности, можно спросить у преподавателя.

Увлекательное задание – самостоятельно просмотреть список отелей Лондона, выбрать подходящий по месторасположению, интерьеру и стоимости, заполнить анкету гостя. Инструкции, составленные учителем, помогают детям справиться с заданием.

Добавлю, что традиционная роль педагога меняется на подобном уроке. Учитель уже не тренер, а советчик и консультант.

Я заметила, что полученные на уроке знания и навыки очень прочны. Ученики с успехом применяют их в дальнейшем в сочинениях, докладах, устных высказываниях, презентациях и проектных работах и даже для планирования реальных туристических поездок.

Ирина ГУСЕВА, учитель английского языка лицея №130 имени академика М.А.Лаврентьева

Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте