С этого номера «Учительской газеты» мы открываем на страницах «Методической кухни» постоянно действующую рубрику «Профессиональное образование. Спецпроект» для работников системы профессионального образования, посвященную различным вопросам введения ФГОС и реализации программ на их основе. Эту рубрику мы будем делать в тесном сотрудничестве с Центром профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО). Работники центра ежемесячно будут разъяснять читателям сложные моменты и узкие места. Присылайте ваши вопросы и предложения по тематике следующих выпусков по адресу rodionovaug@gmail.com куратору рубрики от «УГ» Оксане Родионовой.
Представляем компетентный взгляд на стандарты профобразования руководителя Центра профессионального образования ФИРО доктора педагогических наук Владимира БЛИНОВА. Беседу ведет старший научный сотрудник центра, а также внештатный автор и эксперт «Учительской газеты» Елена Зачесова. – Вы много лет занимаетесь развитием системы профессионального образования. Меняется ли она сегодня?- Разумеется, изменения есть, и очень заметные. Самое главное, в 2011-2012 учебном году повсеместно в обязательном порядке введены новые стандарты профессионального образования.- Владимир Игоревич, новые стандарты вызвали довольно противоречивые отклики, кто-то считает, что они помогут совершить прорыв, а кто-то их категорически отвергает.- Стандарты, безусловно, помогут решить проблемы, накопившиеся за последние десятилетия.В ХХI веке отечественное профессиональное образование оказалось в непростой ситуации. Кардинально изменилась сфера труда, и речь идет не только о техническом прогрессе. В 1990-х годах российская экономика перешла к рыночным отношениям. На фоне спада массового производства ряд профессий оказался невостребованным, в то же время появились новые, например, ориентированные на автоматизацию и компьютеризацию технологических процессов. Примерно в это же время начала активно развиваться сфера услуг, развернулось предпринимательство.Изменения условий труда привели к пересмотру требований к квалификации выпускников. Границы между профессиями все больше размываются; работодатели теперь ждут от работников индивидуальной ответственности за качество работы; все чаще исполнителям приходится непосредственно общаться с клиентами или заказчиками. Для этого требуется новый уровень взаимодействия работников в коллективе, обеспечивающий эффективность участия каждого. Важность этих новшеств трудно переоценить.К сожалению, не все учреждения профессионального образования в этих условиях могли обеспечить должное качество подготовки выпускников на основе предыдущих поколений образовательных стандартов, довольно жестко регламентирующих содержание обучения, точнее его знаниевую компоненту.Новые ФГОС построены на иных концептуальных основаниях. Стандарты третьего поколения основаны на модульно-компетентностном подходе и позволяют достигать заявленных результатов различными путями. Каждое образовательное учреждение теперь имеет право самостоятельно определять содержание образования, более того, обязано ежегодно его обновлять. Стандарты лишь задают три группы требований: к результатам обучения, структуре образовательных программ и условиям их реализации. Очень важное нововведение – необходимость согласования образовательных программ с представителями работодателей и более широкое привлечение их к процессу обучения и оценивания результатов обучения. Для формирования профессиональной компетентности будут привлечены ресурсы реальных производств, что позволит обеспечить если и не абсолютную готовность выпускников к профессиональной деятельности, то существенное сокращение срока их доучивания.Модульный принцип формирования программ позволит гибко конструировать учебные планы, в том числе индивидуальные, и учитывать потребности сферы труда, возможности социальных партнеров и собственные желания обучающихся.- Вы хотите сказать, что обучающиеся сами могут определять, чему учиться?- «Обучающиеся» – это официальный термин. В профессиональном образовании принято называть их студентами, и я предпочитаю именно это слово. Новые стандарты позволяют наполнять образовательные программы не только содержанием, выбранным образовательными учреждениями, но и тем, что хотели бы изучать студенты или их родители. Ведь в чем состоит цель образования? Выпускник должен стать квалифицированным работником на рынке труда. Он должен иметь возможность получить хорошую работу, чтобы обеспечивать себя и свою семью. Если возникнет необходимость сменить работу, он должен быстро освоиться на новом месте, переквалифицироваться и снова обеспечивать себя и семью. Студентам нужно такое образование, которое позволит этого добиться. И именно новые ФГОС за счет высокой вариативности позволяют обеспечить студентам обучение с учетом их собственных образовательных потребностей.- Если новые стандарты настолько лучше старых, почему их внедрение встречает противодействие в образовательном сообществе?- Стандарты не нужно сравнивать между собой в категориях «лучше – хуже». Второе поколение стандартов было очень качественным, но жизнь постоянно меняется, и ГОС просто перестали соответствовать времени, устарели.Эта опасность не грозит нынешнему поколению ФГОС. Поясню на примере. В 2009 году, когда был утвержден стандарт по специальности СПО «экономика и бухгалтерский учет», действовали одни налоговые законы, а теперь – другие. Нужно ли переутверждать стандарт? Старые ГОС пришлось бы, а вот новые ФГОС позволяют каждому образовательному учреждению за счет вариативной части скорректировать содержание, отражая в программах изменения в законодательстве.- И все же почему эти плюсы не очевидны для работников учреждений профессионального образования?- Система образования консервативна по сути. Ведь в этом и проявляется ее предназначение: сохранять и транслировать лучшие образцы. Но жизнь меняется, и внутренняя стабильность образовательной сферы может из преимущества стать недостатком, тормозом на пути роста и развития.Новации в образовании всегда приживались с трудом. Обратите внимание, что даже слово «внедрение» подразумевает насильственные меры. А за последние годы чего только не внедряли и не реформировали. И отсутствие массового энтузиазма по поводу новых стандартов легко объяснимо: люди уже устали от череды перемен и любое новшество встречают настороженно.- Владимир Игоревич, значит ли это, что новые стандарты тоже нужно насильственно внедрять?- Я предпочитаю другой термин – «введение». С этого учебного года стандарты введены во всех образовательных учреждениях в обязательном порядке. Но право начать обучение по ФГОС было дано еще в прошлом учебном году, и многие учебные заведения добровольно выбрали ФГОС, так что никакого насилия нет. Педагоги уже имеют за плечами опыт реализации новых стандартов и готовы делиться им с коллегами.- Вы очень кстати упомянули обмен опытом. Каким образом он организован в масштабах страны? Есть ли специальные курсы повышения квалификации для подготовки преподавателей и администрации к работе по новым ФГОС? Работают ли консультационные линии?- Единой федеральной системы не существует, но в каждом регионе такая работа активно ведется. Сотрудники нашего центра регулярно участвуют в курсах и семинарах по всей стране, помогая работникам системы профессионального образования разобраться в особенностях стандартов нового поколения. Тематика курсов постоянно меняется: сначала основными были вопросы разработки примерных программ, их сменили рабочие, включая разработку программ профессиональных модулей, затем лидирующие позиции заняли учебные планы, а сейчас наиболее востребованы курсы по формированию фондов оценочных средств по проверке сформированности компетенций.Хочу уточнить, что в нашем центре можно получить консультации по методическим вопросам реализации ФГОС, а нормативное обеспечение относится к компетенции Министерства образования и науки РФ.
Комментарии