В большом зале Департамента образования и науки Тюменской области собрались представители педагогического сообщества трех субъектов Федерации. Заявленная тема пленарной дискуссии – «Профессиональный стандарт педагога: пути реализации» – вызвала неподдельный интерес. В разговоре приняли участие как молодые учителя, так и ветераны педагогического труда, профактивисты, руководители образовательных учреждений и муниципальных органов образованием, студенты вузов Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Приветствовали коллег Валентина Худякова, председатель Тюменской межрегиональной организации Общероссийского профсоюза образования, Алексей Райдер, директор Департамента образования и науки Тюменской области, Ирина Сидорова, директор Департамента образования ЯНАО, Эдуард Кашуба, председатель Комиссии Общественной палаты Тюменской области по образованию, науке и инновациям, Вера Соловьева, заместитель главы администрации Тюмени.В своей приветственной речи Алексей Райдер заметил, что выйти на профессиональный диалог – это большая ответственность и вызов прежде всего самим себе. «Объявленная тема долгожданная, но вместе с тем труднореализуемая. Сегодня важно, вместе наработав технологическую базу, дойти до каждого учителя и хоть в какой-то степени приблизиться к идеалу очерченного стандарта педагога».О неготовности современных учителей к новому стандарту говорила и Ирина Сидорова. «Вызов был сделан два года назад, когда было объявлено о повышении заработной платы, – сказала она. – Теперь нас призывают к ответу – требуют показать принципиально иные образовательные результаты на основе принципиально иных технологий обучения детей. Как можно это сделать за два года после вступления в силу указа, мало кого волнует. Мне кажется большой ошибкой думать, что с резким увеличением заработной платы может резко возрасти производительность труда, все-таки гуманитарная сфера – непроизводственная», – подчеркнула Ирина Кенсориновна.Представители образования Ямала также обратили внимание на то, что нынешние изменения профессиональных требований связаны с большими рисками для учителей. Сегодня им поручено готовить будущее страны, активных молодых людей, которые будут работать в «умной» экономике 2030 года. Чтобы видеть перспективы подготовки, учитель «должен сходить в будущее, осмотреться, вернуться и, исходя из требований будущего, организовывать процесс обучения».Недовольство учителей заключается в том, что среди основных новшеств «дорожной карты» 2014 года отдельными пунктами предлагается интенсифицировать труд учителя, оптимизировать сеть учреждений, увеличить количество детей на одного педагога и сократить число педагогических работников.«Это жестокий стандарт. Потому что давление со стороны общества и государства усиливается, требования давать результат усиливаются, а система так быстро переформатироваться не может. Нам остается работать с теми, кто есть, и подобрать такие способы переподготовки, которые позволили бы в короткие сроки изменить преподавание в школах и добиться того, что от нас ожидают к 2030 году», – заключила Ирина Сидорова.Вера Соловьева, заместитель главы города Тюмени, более оптимистично отреагировала на этот вызов: «Понятно, что все новое пугает. Но думаю, те вопросы, которые мы сегодня решаем, нам по плечу. Сегодняшняя дискуссия своевременная, важная, интересная, и мы должны заглянуть вперед на десятилетия, только так мы сможем определить вектор дальнейшего развития».Пессимистического настроения нет и у ректора ТОГИРРО, народного учителя, председателя регионального отделения Всероссийского педагогического собрания Ольги Ройтблат. «Никому не надо объяснять, что приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября прошлого года №544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» – самый обсуждаемый документ. Изучение его положений и анализ возможностей применения на практике будут занимать большую часть этого года. По словам разработчиков, новый документ – это ни в коем случае не удавка для педагога. В документе великолепно прописаны пути внедрения и реализации профессионального стандарта, который должен вводиться «по мере готовности», это четко прозвучало и во всех выступлениях чиновников начиная с министра образования. Документ вобрал в себя новые междисциплинарные научные знания о детстве и ребенке, предлагает развивать педагогику через психологическую методологию, учитывать индивидуальные особенности, чего никогда в подобных бумагах чиновники не затрагивали», – резюмировала Ольга Владимировна.Академик РАО, заведующий кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского госуниверситета Владимир Загвязинский говорил о наиболее высоких целях документа – социально-созидательной, ценностно-ориентированной, продуктивно-профессиональной. Владимир Ильич призвал коллег никогда не забывать об основном принципе работы: не навреди детям!Слово держали и молодые учителя. Председатель Совета молодых педагогов Тюменской области Иван Кайнов эмоционально поведал о специализированных молодежных объединениях. Образовавшись в Год учителя, эта организация быстро обросла районными клубами молодых специалистов и заручилась поддержкой именитых ветеранов, ведь без опыта феноменальной советской учительской школы, по признанию новичков, сейчас никуда. «Я считаю, что молодому педагогу сегодня не надо зацикливаться на этих стандартах, они должны заниматься базовыми компетенциями: творчество, интуиция, предметная подготовка, методика, дидактика… Стандартами должны заниматься руководители органов управления образованием, опытные педагоги, у которых есть практика. Молодые педагоги – на этапе личностного становления. Безусловно, мы учимся по-иному видеть и слышать! Стандарты сегодня одни, завтра будут другие, послезавтра – третьи, педагог же всегда остается педагогом», – заключил Иван Васильевич.По словам организатора дискуссионной площадки Валентины Худяковой, подобные встречи всегда проходят в очень активном режиме. «Мы удовлетворены тем, что каждый участник общения ушел с размышлениями и, наверное, долго еще будет осмысливать тему сегодняшнего разговора. Главное – люди понимают, что нам предстоит, и хотят сделать все для того, чтобы жизнь педагога стала лучше. Желаем нашим учителям не перегореть, осмысливая этот «нестандартный стандарт», и суметь подарить детям «умную» школу», – сказала Валентина Тимофеевна.Тюмень
Комментарии