search
main
0

Нестандартные дети У бывшей “вечерки” остался еще один шанс пройти аттестацию

В отдел школ приходит много писем. Учителя рассказывают о своих методических разработках, делятся опытом, просят помочь в выборе учебной литературы. Но иногда люди хотят разобраться в конфликтных ситуациях, рассудить – кто прав, а кто виноват. На этот раз тревожное письмо пришло из далекого Коми-Пермяцкого округа.

едагог с 33-летним стажем, директор школы N 6 города Кудымкара Людмила Штейникова пишет:
“…В прошлом учебном году наша школа не была аттестована, так как учащиеся не справились с тестами. Глава администрации города письменно предупредил меня, что если в ноябре 2002 года это повторится, то я буду уволена с должности директора…Хочу заметить, что наш контингент традиционно очень тяжелый, ведь мы – бывшая вечерняя школа. Меня обвиняют в том, что я принимаю детей, которых по разным причинам выгоняют из других школ города. Но куда же им деваться?.. Мы просили отложить аттестацию, но нам отказали. Дали такие же тесты, как и в других школах, мотивируя, что государственный стандарт – один для всех. Что же делать, если наши ученики нестандартные?!”.

Статфакт

По данным Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), среднедушевой доход по Москве в четвертом квартале 2001 года превышает прожиточный минимум в 6,31 раза. Коми-Пермяцкий автономный округ входит в число семи беднейших российских регионов. Среднедушевой доход коми-пермяков составляет всего 0, 87 от прожиточного минимума.

Временное пристанище
Шустрый “пазик” летит по хорошей асфальтовой дороге на северо-запад от Перми. Рев мотора пытаются заглушить динамики в кабине водителя, которые четыре часа изрыгают “блатной” шансон. По пути автобус “подбрасывает” несколько пьяных компаний. В салоне малолюдно, на задних сиденьях устроились два подростка. Один всю дорогу хлещет пиво, а другой, с землистым цветом лица, то впадает в сон, то, встрепенувшись, как-то отрешенно смотрит в окно.
И вот наконец Кудымкар. В старинную часть города по гололеду и через ручьи мы идем с заместителем городского управления образования Александрой Кетовой. По дороге Александра Васильевна рассказывает о местных достопримечательностях.
Деревянному двухэтажному зданию школы N 6 уже три четверти века. В скромном кабинете директора знакомлюсь с хозяйкой – Людмилой Штейниковой.
– Начального звена у нас нет, – рассказывает она о школе, – учеников более двухсот. Педагогический коллектив небольшой (20 человек), но дружный и работоспособный. Нет преподавателя технического труда. Не хватает учителей с высшим образованием, особенно – по математике и литературе.
– Школа для молодых педагогов – временное пристанище, – вздыхает Людмила Васильевна. – Девушки рожают, получают 5 тысяч подъемных и уходят. В том году у нас на практике было четверо молодых. Так из них никто не остался в школе.

Двоечники идут к нам…
Потихоньку переходим к главной проблеме. Как же вечерняя школа превратилась в общеобразовательную? Оказывается, все не так сложно.
– У школы рабочей молодежи был совместный план с кулинарным училищем, которое отделили от нас в середине 90-х, – рассказывает Штейникова. – Мы оказались на грани закрытия. В 1995 году на нашей базе был открыт центр образования населения (ЦОН). Но условия созданы не были. Ставок медика и психолога у нас не оказалось. Мы варились в собственном соку и были посмешищем у всего города. Детям говорили: не хочешь учиться в нормальной школе – иди в ЦОН. К тому же была расформирована соседняя школа N 1. Детей распределили кого куда, а к нам хлынул поток трудных подростков. Некоторые не поддавались никакому обучению и воспитанию и попадали в тюрьму. Один парень так и сказал: я не знаю, что мне делать дома, а на зоне все по графику, там хоть кормят. Тогда мы поняли, что нам не нужны ни ЦОН, ни вечерняя школа, чтобы не травмировать детей. Так родилась школа N 6, в которой сохранились вечерние классы.
– Я принимаю всех детей, может, в этом моя ошибка, – сетует Людмила Васильевна. – Но что делать? Надо помочь им! Одна девочка, к примеру, редко ходила на уроки. Постоянно голодная, неухоженная. Оказалось, ей негде жить. А ее мать – в деревне. Девочку отвезли туда, отдали под расписку вместе с личным делом. И что же вы думаете? Третью четверть она вообще нигде не училась. Потом ее привели из приюта обратно к нам. Пришлось восстанавливать личное дело.
Теперь об аттестации. Когда мы ее проходили, мне показалось, что тесты были несколько завышены. По ряду показателей видно, что наши ребята не справляются с программой. А классы коррекции и поддержки нам создавать нельзя. Так сказала начальник управления образования администрации города Тамара Боридько.
К разговору подключается Александра Кетова:
– А на каком основании создаются коррекционные классы? Если в администрацию представить все соответствующие документы, то никто запретить не может. При наличии 9 – 12 учеников с задержкой умственного развития организуется класс коррекционного обучения. Надо не говорить, а делать…
По словам Людмилы Штейниковой, городская администрация хочет присоединить 6-ю школу ко 2-й. Тогда, естественно, исчезнет ставка директора и бухгалтера.
– Как это ни прискорбно, но видно, что наша школа не вписывается в прокрустово ложе системы образования. Просто администрация хочет сэкономить деньги, – заключает директор.

Что делать?
В здании городской администрации встречаюсь с Тамарой Боридько.
– Согласно Закону “Об образовании”, только аккредитованное учебное заведение, прошедшее аттестацию, может выдавать документ об окончании образования, – объясняет Тамара Готлибовна. – Аттестация проходила согласно установленному графику, по заявлению директора школы, в выпускных классах. Процедура такая: администрация и педагогический коллектив школы проводит самоанализ и приходит к выводу, что они готовы к аттестации. 6-я школа проходила эту процедуру последней. Цель аттестации – контроль выполнения государственных стандартов по всем предметам. Вышло так, что самооценка учителей 6-й школы оказалась завышенной. Контрольные срезы показали, что более половины учащихся не справились с тестами, которые подготовлены Департаментом образования Пермской области и действуют во всем регионе.
Штейникова говорит, что у нее особые дети. Но я бы так не сказала, потому что сама преподавала в 6-й школе, – продолжает Боридько. – Почему-то с математикой дети справились, а по биологии – абсолютный ноль. После этого, как полагается, мы провели педсовет и пришли к выводу – дать 6-й школе возможность найти свои болевые точки и принять меры по улучшению качества преподавания и учебной мотивации школьников. В этом я не вижу ничего противозаконного…
Теперь о возможном увольнении директора 6-й школы и слиянии ее со 2-й.
– Все директора школ и учредитель (администрация города) у нас работают по контракту, – объяснила Тамара Готлибовна. – В нем говорится о том, что директор, нанятый работодателем, должен соблюдать закон. То есть он должен обеспечить аттестацию. Если школа не пройдет ее вторично, то я не знаю, какое решение примет глава администрации. Но вариант увольнения вполне допускаю. Вопрос второй: что делать со школой? Это моя головная боль. В Законе “Об образовании” я не нашла ответа на этот вопрос. Учителя 6-й школы уже настраивают себя на то, что снова не пройдут аттестацию. Но зачем думать об этом? Надо сделать все возможное, чтобы этого не случилось. Все в руках педагогов и директора, ведь школа по закону автономна. Пожалуйста, предложите другую программу, дайте обоснования!
На августовской конференции было предложено профилировать 6-ю школу, заключить договор с одним из четырех кудымкарских ПТУ.
– В школе большинство учеников – мальчики, их надо организовывать, – подытоживает начальник управления образования. – Мы не запрещаем. Но воз и ныне там. Я же не могу работать за директора школы.
В кабинете у Тамары Готлибовны я увидел современный проект новой школы, которую планируют построить напротив старенькой 6-й. И когда на пустыре появится трехэтажная кирпичная красавица, тогда вполне вероятен вариант слияния двух школ. Тогда уже никто не будет менять статус. Но проблема трудных детей от этого вряд ли исчезнет.
Из Кудымкара до ближайшей станции Менделеево Пермской области меня подбросили на “Волге”. За окном искрился тающий снег, мелькали деревушки с причудливыми названиями. А я вспоминал допотопный “пазик”, а в нем – двух подростков, один из которых все время пил пиво, а другой, с измученным лицом землистого цвета, отрешенными глазами смотрел на родные места…

Михаил БОНДАРЕВ, Кудымкар,
Коми-Пермяцкий автономный округ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте