Идея о том, что учителям нужен свой клуб, родилась в 2003 году. Только что закончился региональный этап конкурса «Учитель года», впечатления от уроков-находок были еще сильны, и было несказанно обидно осознавать, что, вернувшись в родную школу, ты уже вряд ли когда-нибудь выкроишь время для встреч с коллегами, живущими в другом конце области. А расставаться было по-настоящему жалко. Потому что хотелось еще раз посмотреть уроки новых друзей и наконец-то понять: «Как они это делают? А у меня получится?»
– После той встречи, – вспоминает события одиннадцатилетней давности председатель клуба, победитель конкурса «Педагог года Подмосковья-2003» Галина Ершова, – когда мы вроде бы и пытались доказать друг другу, что один лучше другого, но, по сути, просто жадно ловили педагогические «фишки» коллег, мы поняли, что такие события в жизни не случайны. Окунувшись в это море эмоций, остаться прежним и работать даже по-прежнему уже нельзя. Хочется меняться, хочется попробовать сделать то, что подсмотрел на уроке соперника, хочется увидеть, как этот человек справляется с какой-нибудь другой темой, ситуацией. Конкурс дарит невероятное вдохновение, поэтому, несмотря на огромное нервное напряжение во время него, все участники, за редким исключением, вспоминают конкурсные дни с теплом. Стали они финалистами или призерами – это не важно. Важно то, что на этом профессиональном испытании они знакомятся с новыми людьми. После этого состязания, где они раскрываются, где демонстрируют мощь интеллекта, широту взглядов, харизму, у них резко возрастает мотивация к преподавательской деятельности. Мастерство педагогов, прошедших через конкурс, вырастает в разы, потому что они видят наработки своих коллег, слышат замечания корифеев, много готовятся, систематизируя свой багаж. Конкурс – это такая черта, до которой надо подтянуться и которую удается перешагнуть.Объединиться и создать сообщество для распространения инновационных педагогических технологий и профессионального передового опыта предложила участникам конкурса тогдашний министр образования, ныне первый заместитель председателя правительства Московской области Лидия Антонова. Она прекрасно понимала, что полученный эмоциональный, чувственный заряд единения и сплочения людей в конце концов заканчивается, если нет возможности дальнейшего развития, если нет живого общения. Так появилась эта своеобразная сборная команда учителей Подмосковья. В отличие от чопорных английских клубов этот клуб открыт для каждого… у кого горячее сердце, неспокойный характер, умная голова. Слеты, форумы, ассамблеи – поводов для встреч членов клуба друг с другом предостаточно. Например, прекрасное основание для того, чтобы поделиться какими-то своими новыми идеями по проведению урока или знанием о важных моментах, которые помогут легче воспринять требования ФГОС, традиционные ежегодные собрания, которые руководство Министерства образования Московской области устраивает для того, чтобы познакомиться с молодыми специалистами, впервые приступившими к работе в образовательных учреждениях области. Для тех, кто еще только-только начинает свой путь в педагогике, члены клуба приоткрывают тайны профессии, представляя свой опыт, проводя творческие лаборатории, личным примером демонстрируя возможность добиться успеха на профессиональном уровне.- Все это играет немаловажную роль в отношении начинающих специалистов к учительскому труду, – говорит математик гимназии №2 Коломны, победитель конкурса «Педагог года Подмосковья-2004» Светлана Кузнецова, – способствует повышению престижа учительской профессии. А вообще-то деятельность клуба была бы невозможна без поддержки Министерства образования Московской области. Анатолий Жижин и Ирина Дорошина, кураторы клуба «Педагог года Подмосковья» от министерства, стали нам просто-таки родными людьми. Благодаря их заботам у нас появилась возможность встречаться и заряжаться снова новыми идеями, эмоциями. Работать стало легче. Мы знаем, что есть такое, условно говоря, место, куда мы придем со своими проблемами, а друзья из клуба помогут их разрешить.Члены клуба из разных городов и поселков Московской области. Каждый раз, приезжая на встречи, они привозят с собой новые идеи, методики, технологии и с радостью делятся ими с тем, кто ищет что-то новое, хочет повысить свое профессиональное мастерство. Многие из тех, кто посетил уроки членов клуба, смогли поднять планку собственных возможностей, одержать победу над своими страхами-сомнениями и решиться на участие в очередном конкурсе. После чего они тоже пришли в клуб, ведь они уже знали: там их ждут друзья и единомышленники. И особая система подмосковного конкурса, когда победитель регионального этапа не сразу идет на Россию, а год участвует в работе клуба, сыграла существенную роль в становлении идеального конкурсанта. Вот уже два года подряд Хрустальный пеликан остается в Подмосковье, ведь абсолютными победителями «Учителя года России» стали и Александр Демахин из Сергиева Посада, и Андрей Сиденко из Мытищ.Члены клуба нередко принимают активное участие в семинарах «Развитие педагогической инициативы и творчества в профессиональных конкурсах», проходящих в поселке Лазаревское Краснодарского края, во встречах конкурсантов в Ульяновске. Но и в Подмосковье на совместные выезды в школы области часто приезжают учителя из других регионов. Общение с коллегами, живущими порой аж за тысячи верст, дает возможность расширить границы сознания, увидеть другие школы, наработки и взглянуть на любую профессиональную проблему со стороны.Несмотря на то что в клубе все тесно общаются и хорошо знают друг друга, есть в нем и внутренние ассоциации. Они возникают по-разному: кто-то участвовал в один год в конкурсе, кто-то с кем-то ездил на какой-то фестиваль, и это сильно сплотило. Люди в клубе становятся родными друг другу, дружат семьями.- Мы давно заметили, – улыбается историк гимназии №7 Чехова, лауреат конкурса «Педагог года Подмосковья-2003» Ольга Шкунова, – у нас у всех очень интересные семьи, наши вторые половинки отличаются от общей массы мужей и жен. Мы же не совсем стандартные люди: очень любим свою работу, жертвуем своим домашним… На работу мы ходим не за деньги, а потому что это «наше». Получается, у нас всех две главные любви – дом-семья и работа. И у всех мужья-жены, дети с уважением относятся вот к этому нашему второму «я». Мы все общаемся с женами и мужьями членов клуба. Все с готовностью участвуют в наших даже неформальных мероприятиях. Если этого нет, человек в клубе не удержится. Если семья против бесконечных отлучек, то естественно, что учитель выберет скорее семью, чем работу в клубе.Дружба и любовь, безусловно, на конкурсе рождаются, но все-таки и конкурс, и клуб – это прежде всего площадки для совершенствования своего профессионализма.- Что мы черпаем из наших встреч? – удивляется, как можно не увидеть очевидное сразу, победитель конкурса «Педагог года Подмосковья-2001», лауреат конкурса «Учитель года России-2001», директор люберецкого лицея №42 Василий Марков. – Все! Мы несем в него свои профессиональные проблемы. Мне члены клуба помогают в разных областях. Вплоть до такого: приходит молодой специалист в школу, нужна программа трехчасовая, у нас есть двухчасовая. Молодой человек не может ее подготовить, я обзваниваю коллег – предметников этого профиля, мне присылают по электронной почте то, что нужно. Адресная конкретная профессиональная помощь. В клубе у нас директора, которые уже давно работают и являются глубоко профессиональными людьми, есть завучи, учителя всех специальностей.Многие действительно расценивают работу клуба как некую особую структуру, способствующую повышению квалификации. За годы его существования кто-то из тех, кто пришел на конкурс в качестве учителя, дорос до руководящей должности. Стали директорами школ Сергей Ворыханов, Владимир Самохин, Василий Марков, Ирина Таранец, Галина Ершова, Елена Соколова, Ирина Бальчунас.- Всем финалистам конкурса раньше присуждали высшую квалификационную категорию, – отмечает лауреат конкурса «Педагог года Подмосковья-2002», учитель иностранного языка гимназии №2 Раменского Николай Ермолаев. – Сейчас новая форма аттестации. У нас есть консультанты по этому вопросу. Например, Ольга Шкунова, которая все это изучила, сейчас у нас главный специалист по аттестации и всегда может объяснить, что делать, для того чтобы все получилось превосходно. У нее уже проконсультировались многие члены клуба. Они не только сами аттестовались по новой форме без проблем, но и научили коллег в своих учреждениях.Николай Ермолаев преподает английский и испанский. Педагог-лингвист добился огромных высот в информационных технологиях. И сегодня он главный консультант всех членов клуба по вопросам, связанным с этой сферой: общение в Сети, создание сайтов. Собственно, сайт клуба uch-goda.ucoz.ru – его детище. Он его модератор и администратор. И делает он это по собственной инициативе!На сайте в методической копилке публикуются выступления членов клуба. А лауреат конкурса «Педагог года Подмосковья-1997», заслуженный учитель России, кандидат педнаук, учитель русского языка и литературы гимназии №5 Дзержинского Нина Граблина собирает методические материалы учителей-единомышленников, для того чтобы коллеги могли обратиться к ним в любой момент, раскрыв специальный сборник Министерства образования Московской области. Это своеобразный учебник для каждого педагога, сборник отнюдь не узкоспециальный, там любой может найти для себя много любопытного.- Мы из общения друг с другом черпаем вдохновение для творческого роста, – делится своими ощущениями от встреч с друзьями лауреат конкурса «Педагог года Подмосковья-2005», учитель английского языка голицынской школы №1 Оксана Шкардун. – Потому что все идеи, которые возникают либо у кого-то во время работы раньше, либо на клубных встречах, воплощаются так или иначе у других. В клубе не боятся того, что кто-то представляется в глазах окружающих нестандартным учителем, здесь нет людей неинтересных. Ну а педагог профессия открытая, а многие замыслы наших коллег уже давно стали метапредметными, и перенять любопытные приемы историка как некие алгоритмы действия химику вполне удается. Люди слушают друг друга и обдумывают, как бы воплотить удачные находки коллег уже в своем предмете.Педагоги клуба никогда не стесняются учиться. Даже заслуженные, даже те, у кого за плечами многолетний стаж работы. Они не стесняются учиться даже у новичков. Если видят, что это по-настоящему здорово, что это жизнеспособно, что это современно и качественно. Потому что они любят свою профессию, а для того чтобы она была нужной, требуется расти постоянно. И останавливаться здесь не намерены. А вот к встрече с новыми друзьями, будущими членами клуба, готовы всегда, ведь новые люди – это свежие идеи.
Комментарии