Борис МОЛЧАНОВ, председатель Амурской областной организации профсоюза:
– Правительство и региональные власти все время стремятся протолкнуть свои идеи, делая все, чтобы не дать профсоюзу скучать. Не получилось задержать выплату отпускных – придумали реформы в образовании. Тормознули реформы – появился новый монстр, пресловутый закон № 122. А ведь предусмотренное в законе можно было делать постепенно, поэтапно, не рубить сплеча. В результате поспешности власти получили негодование и активные действия по всей стране не только надоевших всем бюджетников, но и практически всего населения.
Профсоюзам пришлось добиваться передачи финансирования школ на уровень субъектов РФ. Как только такой закон был принят и заработал, у нас в Амурской области учителям начали своевременно выплачивать зарплату. Хотя остальным категориям работников учреждений образования, которые финансируются из местных бюджетов, зарплата выплачивалась порой с опозданием.
В 1996 году Амурский обком профсоюза предоставил в областной Совет народных депутатов проект закона о статусе учителя. Два года мы доказывали, что такой закон на местном уровне необходим в связи с низкой зарплатой работников образования, что местный бюджет должен доплачивать учителю за стаж, за квалификацию, должен платить молодым специалистам и уходящим на пенсию ветеранам, давать льготы на посещение детского сада и так далее. Закон был принят в 1998 году, но в урезанном варианте. Пришлось три года добиваться, чтобы его действие распространялось на руководителей школ-интернатов, работников дошкольных учреждений и другие категории. Все это время чиновники местного уровня тоже не давали скучать профсоюзу. То называли этот закон лоббистским, и нам приходилось его отстаивать через полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Константина Борисовича Пуликовского. То пытались прекратить его действие, ссылаясь на отсутствие средств. Но областной закон все же действовал, и на летнюю сессию областного законодательного совета 2004 года было запланировано внесение поправок, предполагающих распространение его действия на работников дополнительного образования, учебно-производственных комбинатов, методистов и других специалистов. Но грянул 122-й закон, и надежды на поправки в областной закон рухнули. Появилась новая проблема – как отстоять то, что есть.
В результате активной работы с администрацией области и депутатами мы сумели отстоять все доплаты в бюджете 2005 года, которые предусматривались местным законом. Отстояли 25-процентную доплату работникам бюджетных отраслей в сельской местности, добились повышения зарплаты на 20% с 1 января 2005 года.
А если бы все, что надо учителю, врачу, работнику культуры, давалось по первому требованию? Нужно школу? Пожалуйста! Деньги? Берите сколько надо без ограничений. Если бы все было так, если бы не было нарушений со стороны работодателя, интересно, чем бы занимался профсоюз?
Конечно, два учителя на одно место в сельской школе – это не просто мечта, это сказка. И сейчас уже некоторые руководители органов управления образованием на местах предупреждают, что в связи с переходом на подушевое финансирование сельские школы, особенно малокомплектные, не выживут, необходимо проводить сокращение. Даже отдельные депутаты говорят о необходимости закрытия малокомплектных школ и организации подвоза детей в другие учебные заведения. Во время дебатов на областном конкурсе «Учитель года-2005» я задал вопрос конкурсантам: «Нужны ли школы в маленьких поселках?» Ответ был однозначным: нужны. Нам нужно сделать все возможное, чтобы не позволить властям закрыть малокомплектные школы.
Комментарии