search
main
0

Нескучная продленка

​Во второй половине школьного дня на первое место выходит воспитание с частичным использованием различных форм обучающего процесса. На мой взгляд, сегодня организация работы групп продленного дня рассматривается как дело второстепенное, иной раз администрация не вникает достаточно глубоко в работу педагогов, занятых на продленном дне, не изучает специфических особенностей их деятельности. При этом еще часто продленный день рассматривается в отрыве от других сторон деятельности школы; не учитывается, что работа в группах продленного дня – органическая часть всей системы учебно-воспитательного процесса школы, обеспечивающей единство всех форм воспитания, разностороннее развитие творческой активности и общественно полезной деятельности учащихся. В руководстве продленным днем контроль со стороны администрации в основном сосредоточен на вопросах организационного плана: комплектование групп, укрепление учебно-материальной базы, организация питания.

Не всегда вторая половина дня насыщена разнообразной воспитывающей деятельностью, работа во многих группах строится однообразно, преобладают чтение книг, беседы, в то время как, на мой взгляд, во второй половине дня нельзя упускать такую возможность, как целенаправленное воздействие на формирование психических процессов (развитие памяти, внимания, мышления), норм поведения, доброжелательного отношения к людям, стремления к сохранению традиций народов России. Это успешно реализуется в рамках школ полного дня, в центрах образования, имеющих хорошую базу для организации занятий в рамках дополнительного образования.Воспитательная эффективность работы групп продленного дня во многом зависит от правильной, сбалансированной организации расписания, грамотного комплектования групп и постоянного контроля администрации за соблюдением расписания и выполнением поставленных перед педагогическим коллективом задач. В современной педагогике разрабатывается новое направление в организации образовательного процесса, назначение которого заключается в воспитании целостного мышления в условиях ноосферного образования, цель которого – мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, основанного на осознанном совокупном владении логическим (левополушарным) и образным (правополушарным) мышлением. Главное назначение этой образовательной технологии состоит в том, чтобы обеспечить полное усвоение знаний учащимися, а также способствовать личностному и профессиональному развитию участников образовательного процесса.Как же сделать так, чтобы такая новая организация воспитательного процесса не была скучной, перегруженной, утомительной, соответствовала новым ФГОС, отвечая нормам СанПиНа, а также реализовывала программы личностного и профессионального роста каждого учащегося?В контексте модернизации образования, а также введения новых образовательных федеральных государственных стандартов второго поколения все большую актуальность приобретают вопросы проблемно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения, на первый план выходят вопросы, связанные с активной и глубокой интеграцией основного и дополнительного образований, решить которые можно с помощью использования накопленного опыта в области работы учреждений дополнительного образования, а также центров образования. Благодаря системной работе еще до введения новых образовательных стандартов в Центре образования №118 была проведена подготовительная работа по ранней профилизации образовательных программ за счет интеграции дополнительного и основного образования в рамках культурно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направлений, что позволило открывать классы профильного обучения начиная с первого года обучения учащихся, учитывая выбор и пожелания не только родительской общественности, но и непосредственно учащихся согласно их способностям, склонностям, особенностям индивидуального развития, физической формы и медицинским показаниям.Администрация Центра образования, имея возможность предоставить учащимся различные предметы дополнительного образования, опираясь на результаты психологических диагностик детей, поступающих в первый класс, пришла к выводу, что учащимся начальной школы просто необходимы занятия во второй половине дня по таким предмета, как лепка из глины и соленого теста, бисероплетение (3-4-е классы) для развития мелкой моторики рук, а следовательно, улучшения мозговой активности и качества психических функций; ритмика и ОФП – для увеличения двигательной активности учащихся, а также для развития координации движений и профилактики сколиоза; хоровая деятельность – для развития фонематического слуха, развития речи и получения лучших результатов по русскому и английскому языку; английский язык – для расширения познавательной активности у учащихся. Важно заметить, что все перечисленные предметы должны быть обязательными для всех учащихся Центра, постоянство коллектива учащихся на этих занятиях как раз и обеспечивает такая форма организации второй половины дня, как работа в классах-группах. Весь комплекс предметов дополнительного цикла позволяет расширить объем культурной памяти, улучшить качество фонематического восприятия, развить способность к логическому мышлению, что помогает стать конкретному ребенку успешным.Коллектив нашего Центра уже шестой год работает в режиме обучения и воспитания в классах-группах, в группах продленного дня работают воспитатели ГПД, но ответственность за проведение самоподготовки несут непосредственно учителя начальных классов, что позволяет администрации обеспечивать взаимосвязь между выполнением домашних заданий и составлением плана-конспекта следующего урока с учетом выявленных пробелов при самостоятельной работе на самоподготовке, повысить методический уровень проведения самоподготовки, так как очень редко воспитатели ГПД имеют педагогическое образование со специализацией «учитель начальных классов». Мы ввели в расписание работы ГПД краткий сон на границе между первой и второй половинами дня, что помогает детям отдыхать. Проведенный нами эксперимент показал, что по исследованиям психологов процент утомляемости детей к концу 3-й четверти снизился с 79% до 35,5%, норму эмоционального состояния составили 92% учащихся.Один из сложных моментов в школьной жизни – переход ученика из начальной школы (1-4-й класс) в среднюю. Основная задача начальной школы состоит в усвоении ребенком нового образа жизни, где в качестве ведущей выступает учебная деятельность, и формировании у него начальных школьных навыков. Основная задача средней школы – введение подростка в систему наук, знакомство с основами научных знаний. Резкая смена деятельности ведет к временной дезадаптации. Поэтому с точки зрения психологического сопровождения развития школьников возникает необходимость организации специальной «буферной» среды, в которой возможно решать проблему адаптации младшего подростка к новым условиям и требованиям. Такой «буферной» средой может стать организация обучения и воспитания в рамках программы-эксперимента «Шестилетняя начальная школа», в рамках которого и участвует педагогический коллектив Центра образования №118. С точки зрения организации учебно-воспитательного процесса необходимо обеспечивать преемственность в системе требований, правил и норм поведения, стремиться к сохранению уже сформировавшихся классных коллективов, проводить специальные мероприятия по снятию эмоционального напряжения, возникающего в ходе адаптации. Всем этим и занимаются педагоги и психологи, создана специальная программа, в которой проблема нетравматичного перехода в среднюю школу стала основной. Это программа шестилетней начальной школы, разрабатываемая в рамках городской экспериментальной площадки. За год работы в условиях эксперимента мы выяснили, что в пятом классе привычного и ожидаемого всплеска тревожности и сопровождающих его явлений дезадаптации учеников (снижение успеваемости и мотивированности, повышение конфликтности, эмоционального напряжения и количества эмоциональных срывов) не происходит, так как разрабатываемая нами модель шестилетней начальной школы подразумевает вхождение в условия обучения в пятом классе в сопровождении взрослого, который на протяжении всех предыдущих лет учебы был рядом с ребенком. Воспитатель-наставник (тьютор) согласно нашей модели стал человеком, который сопровождает ребенка во всех значимых моментах его школьной жизни, его задачи – обеспечение режима дня в течение обучения, самоподготовки, досуговой и кружковой деятельности, общения ребенка со сверстниками. Именно воспитатель, обладая всей полнотой знания о текущем моменте, выступает инициатором встреч между всеми заинтересованными в ребенке лицами – при необходимости он обращается за помощью к родителям, к учителям, к психологам и другим специалистам. Поэтому, когда ребенок оказывается под крылом своего воспитателя в 5-6-х классах, создается гораздо более психологически комфортная ситуация, обеспечивающая процесс адаптации и поддерживающая те позитивные преобразования, которые произошли в интеллекте и личности ученика на протяжении младшей школы. Воспитатель-наставник помогает не только каждому ученику адаптироваться к условиям средней школы, он также способствует «приближению» школы к каждому ученику, располагая данными о склонностях, интересах, сильных и слабых сторонах каждого ребенка, воспитатель участвует в процессе реальной индивидуализации обучения.Для достижения этих ориентиров важен уровень психологической грамотности педагогов и воспитателей. Знание различных аспектов возрастной, педагогической и социальной психологии, конкретные навыки обучения, воспитания и психологически безопасного общения стали предметом тренинговых и обучающих мероприятий, которые систематически, 4 раза в год, мы проводим с учителями и воспитателями. По поводу возникающих в процессе учебной деятельности вопросов или острых моментов педагоги всегда могут получить оперативную консультацию психолога.По итогам двухлетнего периода участия нашего Центра в эксперименте по разработке модели шестилетней начальной школы, направленной на создание оптимальных условий развития на протяжении первой половины школьной жизни ребенка, мы можем сказать: такой подход к организации начального образования уже приносит положительные результаты. Следует отметить, что сбалансированная целенаправленная работа всего педагогического коллектива любого образовательного учреждения должна быть направлена на обеспечение полноценного обучения и воспитания учащихся с опорой на хорошее настроение, высокий уровень мотивации школьников, желание учащегося посещать школу даже в каникулярное время, потому что там интересно, нескучно, а самое главное, способствует не просто приобретению знаний, но и всестороннему личностному развитию каждого ученика.Сергей МИХИН, директор Центра образования №118

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте