search
main
0

Нештатный режим,. или Как согреть недолюбленных

Мы совершенно не знаем, что творится на уроках коллеги за стенкой твоего кабинета. Какие интересные вопросы там рассматривают наши общие дети, что может объединить географию с русским и литературой, математикой или химией? Мы говорим о межпредметных связях, а, по сути, их нет… Мы не знаем, что говорят в семье. Мы можем лишь предполагать, какие сайты дети смотрят дома без родителей. Мы ничего не знаем о мире наших ребят, их интересах, мечтах, проблемах – все заканчивается звонком с последнего урока, и нить, которую мы пытались соткать за день, безжалостно рвется для большинства детей сразу за порогом школы, чтобы назавтра начать новый процесс завязывания узелков. Наша роль огромна и в то же время незаметна, наше влияние ничтожно, и если еще мы не будем ничем интересны, превратившись в ткацкие станки с числовым программным управлением, то и это поколение, и следующее никогда не будут любить, понимать и знать нас.

О новых технологиях в работеЗадумала вариант работы с литературным текстом на уроке географии в 9-м классе. Первый урок в 9-м классе – введение в экономическую и социальную географию России. Речь идет о понятии «хозяйство», этапах его развития, месте России в современном хозяйстве мира. Начинаем со слов адмирала Франца Яковлевича Лефорта, соратника Петра I:«Мачтовые леса шумят у нас по великим рекам… Рыбою одною можем прокормить все христианские страны. Льном и коноплей засеем хоть тысячи верст. А дикое поле – южные степи, где в траве скрывается всадник! выбьем оттуда татар – скота у нас будет, как звезд на небе.Железо нам нужно? Руда под ногами. На Урале – горы из железа. Чем нас удивят европейские страны? Мануфактуры у вас? Позовем англичан, голландцев. Своих заставим. Не оглянетесь – будут у нас всякие мануфактуры.Наукам и искусствам посадских людей обучим. Купца, промышленника вознесем, как и не чаяли» (А.Толстой. «Петр I»).Далее вопросы:- В какое историческое время были сказаны эти слова, что вы помните об этом времени?- О каких христианских странах говорит Лефорт?- Какая самая главная информация содержится в тексте?- Какова позиция Ф.Лефорта?- Почему Лефорт приводит в пример Англию и Голландию?- Что вам уже было известно об экономике России до знакомства с этим текстом?- Что нового вы узнали сейчас?- Актуальны ли слова Лефорта в наши дни? (Вариант ответа: Россия стала развитой страной мира с большим природно-ресурсным и экономическим потенциалом. Входит в Большую восьмерку стран-лидеров, во многом определяющих экономику и политику всей планеты. Тем не менее слова Лефорта актуальны – используется опыт, наработанный в мире, например, в области высоких технологий, ресурсосбережения. По-прежнему важно иметь хорошее образование, способствующее росту профессионализма. Важна государственная поддержка тех, кто готов работать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к развитой стране мира.)Далее урок идет уже с доминированием географической составляющей.Думаю, что слова Лефорта дети запомнят обязательно. Если их проговорить просто так, ни один ребенок не зацепится ни за одну мысль. Тем более что это первый урок после самых долгих каникул. Думаю, что вопросы смогут нацелить хотя бы продвинутых учеников на трудный курс экономической географии.Что такое фета?Вчера в 9-м классе на уроке речь шла об административном устройстве РФ.Говорила о субъектах РФ, областях, конечно же, и о городах. К слову пришелся город Мценск, редко упоминаемый нами вообще. Сказала, что Мценск – родина Фета. Сидит передо мной здоровый лоб и спрашивает: «А че такое фета?» Не успела я отреагировать, опешила просто, как он получил ответ от девчонок: «Ты че, дурак, не знаешь, это же сыр!» Все это было бы смешно, если бы… Да, и вправду грустно.Изысканный жирафНа уроке о природе Африки в 7-м классе читаю Гумилева, потому что никто так не написал:«Послушай: далеко, далеко, на озере ЧадИзысканный бродит жираф».Как же меня волнуют эти строки, само слово «изысканный» предполагает что-то не похожее ни на что, ни на кого, редкое, недоступное, волнующее.А дети красоту воспринимают, чувствуют, проникаются. Мы еще и слайды смотрим с жирафами. А они после урока топчутся у карты, рассматривая озеро Чад, маленькую синюю точку, и повторяют: «Далеко, далеко, на озере Чад…»Контингент в нашей Кудепсте такой – большей частью неполные семьи, в семьях пьяницы, чаще мамы; процветает наркомания. Словом, все пороки курортного города в спальном депрессивном его микрорайоне. Кто знает, может быть, стихи далекого для них Николая Гумилева я одна им и прочитаю, но этот момент на уроке так сближает, что хочется работать, несмотря ни на что.Бумажные самолетикиУ меня фактически каждый день пятые классы… Как обычно бывает, один класс неплохо подготовлен, другой – ни так ни сяк, ну а третий совсем никакой… Так мне казалось.Слабые дети читают текст, предложенный для работы, вслух, друг другу мешают, но это, похоже, привычка, не без подачи учителя сложившаяся.Я очень люблю работать с детьми умными, думаю, что и здесь я не одинока. Но в этом году со мной произошло что-то такое, что все во мне перевернулось. Совершенно по-другому стала я смотреть на этот мир и на то, сколько в нем хаоса и порядка…Самое неожиданное во всем этом то, что самый трудный, слабый, неорганизованный, на 85% состоящий из неухоженных, необогретых мальчишек класс выбрал меня для общения и понимания. Сегодня предложила: кто первым выполнит задание и посчитает, что ответ найден верно (а вопрос-то простой – чем химия отличается от других наук), тот должен запустить бумажный самолетик.Видели бы вы, как они начали изучать текст – пальчиками водят, опять же, гул стоит, думаю, ну все – хоть заняла делом. До звонка не более пяти минут. И тут неожиданно, как настоящая, живая белая птица, взмывает под потолок бумажный самолетик и летит прямо к моему столу под восторженные вопли 5-го «Г».Взяла самолетик, спросила, кто его автор, какой найден ответ на вопрос. Ребенок отвечает, что в отличие от других наук химия может получать новые вещества из веществ, ранее известных. Все правильно, именно так сказано в учебнике. Как же светился этот мальчик, как он радовался, сколько же счастья он в этот момент испытал – кто это все измерит? Кто может дать оценку его состоянию? Честно говоря, я еле сдержала слезы, глядя на него. На этом все, казалось бы, закончилось, но, как выяснилось на следующий день, не тут-то было! Рано я порадовалась.Утро началось с планерки директора, которую она начала словами о том, что под окнами школы полно самолетиков, что надо немедленно отследить, какой класс этим занимается, и наказать. Я подумала, не 5-й ли «Г» чудит, но начались уроки, все пошло по привычному кругу… У меня история в 5-м «Г» на шестом уроке. Очень интересная тема, первый раз дала им задание найти по три главных мысли в двух маленьких статьях, отмести все «лишнее» в тексте, чтобы эти три мысли содержали в себе суть вопроса и проблемы. Удивительно, но нашли правильно, практически не было примитива, как обычно бывает, когда выхватывают первые попавшиеся слова и без конца поднимают руки, чтобы лишний раз учителя «повеселить».Все проходило в штатном режиме. Перед тем как дать домашнее задание, я решила поставить оценки, взяла журнал, пока открывались дневники. Слышу – замерли мои ежики. Поднимаю глаза на класс, вдруг прямо мне навстречу, падая мне на стол, летят самолеты, два с лишним десятка. Как все это объяснить? Моим попустительством, вольницей? Порядок был весь урок. Но победил веселый, какой-то родной, такой близкий, древний и родимый хаос!Более того, ребенок, который вчера первым ответил на вопрос, попросил разрешения сесть рядом со мной за мой стол. У меня стоит учительский стол, а рядом – компьютерный, и я сижу практически только у компьютера, второй стул свободен. Я разрешила. Посидел он всего несколько секунд. Но что началось на перемене! Они наперебой стали просить разрешения посидеть на свободном стуле на природоведении в четверг, на истории в пятницу. Такое впечатление, что за своими столами в 5-м «Г» сидеть будет некому, если только я не приму решение переместиться туда.Вот такая у меня сложилась ситуация. Мне нужно как-то ее разрешать, давать задний ход, приводить детей в более стабильное состояние. Я постараюсь это сделать как можно безболезненнее. Но дело не только во мне. Во-первых, этот класс из тех, кого я назвала недолюбленными. Они пришли с дефицитом любви, с пустотой, такой же гулкой, как их чтение. Во-вторых, они безошибочно вычислили, что мое сердце как никогда открыто для добра и любви. Безошибочно, каким-то своим детским чутьем эти дети распознали мое состояние, мой душевный лад, мой настрой и подстроили свои невидимые камертоны на мою волну. Как странно… Есть еще два пятых класса. Там у нас понимание, порядок, взаимное узнавание, но такого-то нет! Значит, и правда смеются только там, где плачут? Недолюбленность порождает огромную жажду тепла и внимания. Поэтому малейшее тепло способно отогреть, растопить сердце, выпустить его на волю, чтобы оно раскрылось и смогло заговорить…Выходит, человек передает свою энергию, когда он сам как натянутый нерв от обостренных чувств и переживаний?В непростой ситуации я оказалась. Мы в ответе за тех, кого приручили. Теперь груз ответственности понесу и я.​Елена ДАВЫДОВА, учитель географии средней школы №18 города Сочи Краснодарского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте