В общественном месте – будь то фитнес-центр, бассейн, театр, библиотека или ресторан – в холодное время года посетители оставляют верхнюю одежду в гардеробе. Многие также выкладывают свою ношу в шкафчик при входе в супермаркет. При этом все предупреждены о том, что администрация не несет никакой ответственности за сохранность вещей. Так ли это – рассказали эксперты Роскачества.
Обычно предполагается, что за свои вещи посетители должны отвечать сами. О том, насколько справедливы «предупреждения» об отсутствии ответственности за них со стороны администрации, рассказывает Роскачество.
Оферта или одолжение
Нередко случается так, что в общественных заведениях сдавать вещи требуется обязательно. Пронести с собой одежду или вещи попросту нельзя. Стоит иметь в виду, что требование оставить свои вещи – вовсе не одолжение со стороны администрации, а публичная оферта (п. 2 ст. 924 и п. 1 ст. 891 Гражданского кодекса РФ). Если посетитель сдает одежду и вещи в гардероб, договор о хранении считается заключенным. Получаемый посетителем номерок либо ключ с номером в правовом смысле равнозначен квитанции, чеку либо расписке – документу, подтверждающему заключение договора (ст. 887 ГК РФ).
Каковы обязательства администрации
Администрация обязуется хранить вещи на протяжении всего действия договора, она обязана предпринимать необходимые действия, чтобы уберечь их от порчи, кражи или утери. Даже в случае безвозмездного хранения администрация ответственна, если с вещами что-то случится. При краже или потере вещи учреждение должно возместить ее стоимость. Если вещь испорчена, возмещению подлежит сумма, которая компенсирует снижение стоимости вещи или ее ремонт.
Каков срок действия договора хранения
Договор хранения действителен лишь до тех пор, пока посетитель не покинет заведение, в котором вещь сдавалась на хранение. Если после ухода вы оставили свои вещи, то ответственность администрации снижается. В этом случае администрация учреждения отвечает лишь за вред, который причинен умышленно или в результате грубой неосторожности (п. 2 ст. 901 ГК РФ). В других случаях ответственность несет владелец вещи.
Как действовать, если вещь пропала или испорчена
Если посетитель обнаружил, что вещь в гардеробе утеряна или испорчена, нужно составить претензию в адрес руководства заведения. В нем необходимо подробно описать ситуацию и указать, на какую компенсацию хотелось бы рассчитывать. Довольно непросто определить стоимость вещи. Хорошо, если кто-то хранит чеки, квитанции на ее покупку – тогда стоимость вещи оценить намного проще. Претензию составляют в двух экземплярах. Один остается у посетителя – с датой и подписью ответственного лица, а также печатью (при наличии).
Ответ на претензию обязаны дать в течение 10 дней. Если он не получен либо не устраивает, то можно обратиться в суд с требованием компенсации ущерба. В пакет документов прикладывается копия претензии, а также свидетельства правоты (фото-, видеозаписи, если есть; показания свидетелей; чеки на вещи). Исходя из судебной практики, закон часто занимает сторону потребителя. Бывает, что сама готовность человека решать обращаться в суд подталкивает администрацию к тому, чтобы уладить дело в досудебном порядке.
Комментарии