search
main
0

Несбывшаяся надежда России. 30 июля – 100 лет со дня рождения цесаревича Алексея

Исторические материалы о юном Петре I превратились в художественные произведения. Но как мало мы знаем о жизни так и не выросшего Алексея Николаевича, последнего цесаревича – несбывшейся надежды русского народа! Когда на российский трон вступил Николай II, место наследника престола занял великий князь Георгий Александрович. Однако летом 1899 года во время велосипедной прогулки на Кавказе молодой цесаревич умер. Именным Высочайшим указом от 7 июля 1899 года наследником российского престола стал считаться брат царя – великий князь Михаил Александрович. Но если бы у Николая II не родился сын и он захотел бы переменить закон Павла I о престолонаследии по мужской линии, то наследницей престола стала бы Ольга Николаевна, старшая дочь императора.

Долгожданный цесаревич Алексей родился 30 июля 1904 года.

Поэт М. Роменский уже 17 августа опубликовал стихотворение:

Верим мы всею душою,

Верим, что вместе с тобою

Русь свое счастье найдет:

Вновь оно ей улыбнется,

Полной рекою прорвется

И без конца потечет!

В честь радостного события в России основывались школы, приюты для бедных и немощных.

Цесаревич был назван в честь святого митрополита Московского Алексия, великого святителя русской церкви, который был мудрым опекуном и советником великого князя московского Дмитрия Донского.

Когда Его Величеству (таков был официальный титул Алексея Николаевича) исполнилось три года, для игр и прогулок к нему был приставлен запасный боцман гвардейского экипажа Андрей Еремеич Деревенько родом с Волыни. Няней была Мария Ивановна Вишнякова.

Зная его особый интерес к военным играм, посланцы с Тульского оружейного завода подарили цесаревичу именное ружье. С рождения Алексей был назначен шефом лейб-гвардии Финляндского полка. В 5 лет Алеша впервые надел военную форму. Летом он носил матросский костюм, а зимой – русский тулупчик с меховой шапкой или с шапкой лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской фамилии полка.

В 1901 году цесаревич приступил к учебе. Первым его учителем стала мать, императрица Александра Федоровна. Государыня все свое свободное время посвящала духовно-нравственному воспитанию детей. Ее ближайшими помощниками были законоучитель, настоятель церкви при Крестовоздвиженской общине сестер милосердия протоиерей отец Александр Васильев. Родной язык преподавал бывший учитель из Пажеского Его императорского Величества корпуса, тайный советник Петров, а французский язык – господин Жильяр, бывший гувернер герцога Сергея Георгиевича Лейхтенбергского. Английскому языку мать обучала ребенка сама.

Законоучитель и наставники сопровождали своего подопечного почти во всех путешествиях, которые совершала августейшая семья. И только в июне и июле у наследника были каникулы, которые он проводил в Петергофе или в Финляндии на яхте «Штандарт».

С ноября учебные занятия обыкновенно проводились в Царском Селе. Весной и в начале лета – в Новом Петергофе или в Крыму, в Ливадии.

Где бы ни учился Алексей Николаевич, везде его ждали специально оборудованные классы и учебные пособия. Занятия велись по расписанию, которое утверждала сама императрица.

Занятия начинались в десятом часу утра. Если же была хорошая погода, то перед уроками следовало непременно прогуляться на свежем воздухе.

По началу Алексей занимался не более трех часов в день. Большое внимание уделялось физическому развитию ученика. За этим следил сам Государь император. Непосредственное наблюдение за здоровьем наследника было вверено двум докторам медицины: лейб-медику Императора Е.С.Боткину и почетному лейб-медику С.А.Острогорскому, а также хирургу В.Н.Деревенко.

К учебе Алексей проявлял живой интерес, постоянно задавал множество вопросов, был сообразителен. При этом у мальчика было доброе и отзывчивое сердце.

Алексей был неравнодушен к русской истории, любил рассказы о былинных богатырях, о татаро-монгольском нашествии, о славных подвигах героев великого русского государства.

Так как мальчика воспитывали в строгостях православной веры, он всегда, затаив дыхание, слушал повествования законоучителя о жизни и страданиях Спасителя, о житиях святых русской церкви. Неизгладимое впечатление произвел на него образ преподобного Серафима Саровского.

Цесаревич любил бывать в церкви, молился серьезно и самозабвенно. Когда дьякон провозглашал прошение о царе и царице, Алексей благоговейно крестился, а когда провозглашалось прошение о нем самом, стоял смирно, склоняя голову. При провозглашениях о христолюбивом воинстве и всех православных христианах ребенок клал нижайшие поклоны.

От природы Алексей Николаевич был очень подвижным ребенком. С ним занимались физическими упражнениями по популярной тогда «Сокольской системе» гимнастики. Упражнения с деревянным ружьем, рассыпной строй, основы службы разведчика, правила и требования воинской дисциплины – вместе со своим потешным воинством Алексей учился быть настоящим солдатом. И хотя для учебных классных занятий у цесаревича не было сверстников, для военно-подготовительных упражнений из числа сыновей нижних офицерских чинов был составлен особый «потешный взвод». Руководителем этого отряда стал дядька цесаревича А.Е.Деревенько. При выполнении упражнений на специальной площадке Алексей занимал по ранжиру первое место во втором полувзводе. Со своими потешными цесаревич пел строевые русские песни, принятые тогда во всех детских организациях страны.

Надо сказать, что объединения потешных перед революцией были очень популярны в России – ими были охвачены тысячи детей и студентов.

И неверно мнение, что большую роль в детском движении России играло кратковременное предвоенное скаутское движение. Именно потешные отряды как возрожденная в 1880-х годах идея отца Петра I (Алексея Михайловича) были серьезной сильной детской организацией. В ней объединялись и росли юные патриоты.

Если в каком-либо городе проходили смотры отрядов, то на них собиралась многочисленная публика. Например, на одном из смотров были отмечены замечательные выступления воспитанников Преображенского и Семеновского полков, Сибирского казачьего войска, Четвертого Сибирского саперного батальона, Петровской роты, школы общества Белого Креста из Петергофа, Главного штаба, воспитанников учебных заведений Московского, Киевского, Рижского, Кавказского и Казанского учебных округов, Севастопольского ремесленного училища, школы Голицынской больницы, Харбинского коммерческого училища, а также многих других школ – церковно-приходских, при железнодорожных заведениях и пожарных обществах.

Участники соревнований выполняли вольные движения с ружьями и без них, гимнастические упражнения на снарядах с булавами, флагами, палками, под оркестр или без музыки. Во время некоторых выступлений в колоннах звучало пение. Воспитанники также шли военным маршем, фехтовали. Были групповые выступления на турнирах одновременно несколькими десятками спортсменов.

Конечно, подобные смотры не могли оставить равнодушными никого из зрителей, в том числе – и членов царской семьи, всегда присутствовавшей на подобных грандиозных праздниках. Наблюдавших посещало сознание того, что в кажущейся «потехе» таится сила, с которой возможно укрепить Русь и определить ее славное будущее.

Поскольку император Николай II очень серьезно относился к защите отечества и состоянию российской армии, то он и сына готовил к роли полноценного руководителя войсками.

О том, что Алексей был еще ребенком, не забывалось. Он много играл и забавлялся. Летом купанье и гребля сменялись прогулками, собиранием в лесу ягод и грибов, катанием на велосипеде. Зимою не возбранялись спуски с гор, снежки, лепка баб и снежных укреплений. Сестры, дядька и няня были непременными участниками баловства… Но один неприятный случай оборвал веселые и беззаботные игры.

Это произошло в начале сентября 1912 года, в первые дни пребывания с родителями в Беловеже. Мальчик при прыжке в лодку, делая очень широкий шаг, растянул мышцы под левым коленом.

7 сентября у наследника началось подкожное кровотечение, опухоль стремительно захватила всю нижнюю часть ноги. Кожа натягивалась и быстро твердела под давлением крови от внутреннего кровоизлияния. Малейшее прикосновение к больному месту причиняло колющую нестерпимую боль. Вся дальнейшая жизнь ребенка проходила в ожидании и преодолении очередных мук наследственного заболевания, гемофилии.

Однажды депутат Государственной Думы Марков спросил у Алексея, как тот смотрит на свое будущее. Наследник, подумав, с честью и достоинством ответил по-взрослому: «Постараюсь быть Великим Государем».

Жизнь, болезнь, детство, взросление цесаревича Алексея Николаевича были перечеркнуты ночью с 16 на 17 июля 1918 года в роковой расстрельной комнате Ипатьевского дома Екатеринбурга. Последовавшее за этим существование россиян было обозначено уже по новому стилю…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте