search
main
0

Нерушимость границ личной жизни Уроки гражданственности в 6-м классе

Тема “Достоинство и достойная жизнь”

На этом уроке ты:
осмысливаешь понятия “достоинство”, “достойное существование”;
знакомишься с правами человека на достойную жизнь и развитие своей личности, оцениваешь их значимость.
Эксплуатация – присвоение результатов чужого труда.

Основные понятия темы:
права человека;
достоинство;
достойное существование.
Бог, Космос или Природа подарили человеку жизнь, и никто не вправе на нее посягнуть. Как представителю мира животных человеку было бы достаточно создать условия для удовлетворения своих физиологических, биологических потребностей, обеспечить свою безопасность.
Но человек – существо социальное, духовное, мыслящее, он – личность. Эта сторона сущности человека требует большего. Человеку необходима достойная жизнь.
Достоинство человека – это признание уникальности его внутреннего мира, а значит, признание за каждым человеком права уважать себя.
Самоуважение, в свою очередь, сдерживает каждого из нас от совершения неблаговидных поступков, способствует росту нравственных качеств. Человек растет и развивается как личность. Таким образом, признавая достоинство каждого человека, мы способствуем улучшению нравственного состояния всего общества.
Достойное существование – это создание условий для совершенствования человека, его развития и самореализации. Это возможность удовлетворять те потребности, которые мы с тобой ставили в вершину пирамиды.
Что препятствует созданию условий для достойного существования? Бедность, нищета, голод, эксплуатация, зависимость одного человека от другого – то, что мы называем пороками общества.
От многих из них общество не избавилось и сейчас, но признание прав человека на сохранение достоинства, на достойное существование – это огромный шаг вперед, несомненное достижение современной цивилизации.
Каждый народ много выстрадал и пережил, прежде чем появились правовые документы, защищающие человеческую личность. Обществу нужно было не только осознать необходимость таких документов, но и проявить инициативу, определенные усилия, добрую волю, чтобы их признать в качестве норм права.
Обратимся к трем историям, которые, возможно, тебе хорошо известны. Сюжеты их являются вымыслом писателей – французского Виктора Гюго и русского А.П.Чехова. Однако построены они на фактах реальной жизни. Действительность могла быть более драматичной.
Затем ты познакомишься с основным содержанием статей Конвенции о правах ребенка, защищающих его личность и право на достойное существование, и будешь выполнять особое задание.
Сейчас в мире 100 млн. детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
50 млн. детей работают в опасных или вредных для здоровья условиях;
120 млн. детей от 6 до 11 лет не могут учиться;
в развивающихся странах (Азия, Африка, Латинская Америка) около 105 млн. малышей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности.

Что говорит Конвенция
о правах ребенка
Правительства договорились поддерживать родителей и воспитателей, которые хорошо заботятся о своих детях…
Тот, кто хорошо заботится о своих детях, не должен нести от этого ущерба. Если же родители или воспитатели бросают своих детей или не выполняют своих обязанностей перед детьми, то правительства обещают не мириться с этим (из статьи 5).
Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу (из статьи 7).
Правительства запрещают применение всякого насилия по отношению к детям. С детьми не должно быть жестокого обращения… Взрослые не должны допускать, чтобы детей били, сажали под арест или чтобы они становились беспризорными (из статьи 19).
Правительства признают, что каждый ребенок имеет право расти, не терпя нужды. До тех пор, пока ребенок не встанет на свои собственные ноги, его родители обязаны оберегать своего ребенка от всякой нужды и всяких лишений. Еда и питье, одежда и жилье, обучение и защита являются основополагающими потребностями, на удовлетворение которых имеет право каждый ребенок. Если родители оказываются не в состоянии обеспечить своему ребенку выполнение этих основополагающих потребностей, то в дело должно включиться государство, для того чтобы оказать поддержку родителям и детям. Ребенок имеет право на то, чтобы его содержали (из статьи 27).
Правительства помогают каждому ребенку осуществлять право на школьное обучение… Каждый ребенок обладает правом ходить в школу…
Правительства вводят обязательное школьное обучение (из статьи 28).
Правительства осуждают детский труд и эксплуатацию детей в качестве подневольных рабочих. Каждый ребенок имеет право на защиту от физической и экономической эксплуатации.
Никто не должен обогащаться на дешевом по оплате труде детей… Детский труд запрещается. Особенно когда он наносит вред здоровью.
Поэтому правительства обещают устанавливать минимальный возраст, начиная с которого ребенок имеет право заниматься платным трудом. Они точно устанавливают, при каких условиях ребенок может быть занят на работе и при каких – нет (из статьи 32).
К сожалению, встречаются родители, которые дурно обращаются со своими детьми… Поэтому правительства обещают, что каждый ребенок, который больше не в состоянии выносить жизнь у родителей, найдет такое место и таких людей, где он может расти без страха… Если ребенок потерял свою семью или был брошен родителями, то он должен знать, что он имеет право на место среди таких людей, которые будут любить его…
При усыновлении всегда первым делом задается вопрос о том, что будет лучше для ребенка. Взрослые, которые готовы стать родителями для чужого ребенка, тщательно подбираются… (из статей 20, 21).

Задания и упражнения
I. Сравните положение детей, описанное В. Гюго и А.П.Чеховым. В этом вам помогут вопросы, помещенные в нижеприведенной таблице.
Задание можно выполнить по группам (или по рядам). Ответы аргументируйте.
Обменяйтесь мнениями. Что было общего в положении детей Франции и России? Почему было возможно антигуманное и несправедливое отношение к детям?
II. Определите, какие права и свободы были нарушены в отношении парижских гаменов, Козетты, Ваньки Жукова согласно современной Конвенции о правах ребенка. (Укажите статьи).

Тема “Про твои секреты и право на личную жизнь”

На этом уроке ты:
знакомишься с правами, защищающими сферу личной жизни, осознаешь их важность и значение;
учишься определять степень защищенности своей личности.

Основные понятия темы:
права и свободы человека;
личная (частная) жизнь.
Замечательные писатели Виктор Гюго и Антон Павлович Чехов нарисовали в своих произведениях драматическую картину униженного положения детей из очень бедных и в силу этой причины крайне незащищенных слоев общества, детей, не имеющих семьи.
Но материальный достаток и внешнее благополучие сами по себе не обеспечивают защиту личности. Человек должен иметь право на свой внутренний мир, право на свою личную жизнь, даже если этот человек – маленький ребенок.
Прочитай историю, сюжет которой заставит тебя задуматься о важности для любого человека права на личную жизнь. Вспомните сюжет книги Марка Твена “Принц и нищий”.
Что каждому мальчику не нравилось в их положении до того, как они встретились? Что заставило их загрустить после того, как они поменялись судьбой? Какая проблема для обоих мальчиков так и осталась нерешенной?
А теперь подумай о следующих проблемах.
По вине обстоятельств, в которых оказались Том и Джек, они были лишены права выбора и не могли распоряжаться собою свободно, жить в соответствии со своим желанием.
То, что жизнь человека регулируется нормами морали и права, ты уже знаешь. Но какой-то частью своей жизни человек должен распоряжаться сам, и вмешательство кого-либо в нее недопустимо. В правах человека существует понятие “личная”, или “частная, жизнь”.
Вмешательство в сферу личной жизни человека оскорбляет его, принижает его честь и достоинство.
Конечно, когда человек маленький, он нуждается в помощи взрослых и находится от них в зависимости. Тем не менее любой ребенок имеет право на свою личную жизнь.
К сфере личной, или частной, жизни можно отнести:
имя человека;
факты, связанные с его происхождением, биографией;
данные, характеризующие физическое состояние человека, его здоровье;
чувства человека, его мысли, мировоззрение;
личные вещи, письма, дневники;
факты семейной жизни.
Сферу личной жизни ребенка защищает статья 16 Конвенции о правах ребенка. Она утверждает, что у каждого ребенка есть своя честь. “Ее нельзя унижать ни полиции, ни власти, ни его собственным родителям и другим взрослым”. Честь и достоинство ребенка должны уважаться всеми взрослыми. Если ты, например, записываешь в дневник что-либо, то против твоей воли этого не должен читать, а тем более зачитывать вслух никто. Если ты имеешь свою комнату и хочешь, чтобы взрослые, прежде чем войти в нее, сперва постучались, то ты вправе попросить их об этом, и они должны придерживаться этого правила. Ни один взрослый не должен вскрывать, а тем более читать твои письма.
Существуют вещи, которые могут касаться только тебя одного. Но ты все-таки должен очень хорошо подумать о причинах, из-за которых ты хочешь держать их в секрете. Ты уверен, что твоя тайна не может помешать самой главной твоей мечте осуществиться? А мечта у тебя прекрасная – вырасти большим, свободным, счастливым! Даже дух захватывает при одной мысли об этом!
Законы, которые более детально защищают от вмешательства кого-либо в частную жизнь человека, в разных странах отличаются друг от друга. Содержание понятия “частная жизнь” определяется культурной традицией данного народа, его историей. Это, в свою очередь, ведет к различиям как в самих законах, так и в их юридическом толковании.
Так или иначе осуществление прав на защиту личной жизни зависит не только от международных законов, но и от национального законодательства.
Всеобщая декларация прав человека защищает частную жизнь как взрослых, так и детей. В частности, в статье 12 говорится, что ты имеешь право просить о защите, если кто-либо пытается посягать на твое доброе имя, войти в твой дом, вскрыть твои письма или беспокоить тебя и твою семью без причины.
Согласно статье 17 ты имеешь право владеть многими вещами, которые никто не имеет права отобрать у тебя без веских оснований.

Вопросы и задания
I. Ответь на вопросы.
1. Что такое личная, или частная, жизнь? Что относится к сфере личной жизни?
2. Как вмешательство в личную жизнь может оскорбить достоинство человека? Приведи примеры.
3. Почему международные законы о защите частной жизни отличаются от национальных законодательств?
II. Проведи небольшое исследование в своем классе.
Сначала каждый ученик отвечает на предложенные вопросы в отношении себя, а затем выводится общий результат по классу (его можно выразить даже в процентах). Обсудите итоги.
1. Часто ли тебя называют обидными словами?
а) дома;
б) во дворе;
в) в классе.
2. Говорят ли о тебе неправду (распускают сплетни)?
а) никогда;
б) редко;
в) часто.
3. Есть ли у тебя дома свое собственное место (комната, уголок)?
а) да;
б) нет.
4. Встречался ли ты со случаями, когда кто-то рылся в твоих вещах без твоего ведома?
а) никогда;
б) редко;
в) часто.
5. Встречался ли ты лично с фактами воровства?
а) никогда;
б) один раз;
в) много раз.
III. Подумай и проверь, расширилась ли сфера твоей личной жизни за последние пять лет.
В один столбик запиши то, что ты мог самостоятельно делать (какие решения принимать, чем владеть) в шесть лет, в другой – что ты можешь делать сейчас.
IV. Подумай, что ты предпочел бы чаще всего держать в секрете от других (мысли, какие-либо вещи, ту или иную информацию о себе, поступки, письма, телефонные разговоры и др.)?
Не раскрывая своих секретов другим, обменяйтесь мнением по поводу общего вывода, к которому пришел каждый в отношении себя самого.
Интересно, сколько человек в классе имеют пусть маленькую, но настоящую тайну?

Домашнее чтение
У Маленького Человека была в деревне бабушка, которую он очень любил и которой каждую неделю писал письма.
Письма он писал большие. В некоторых было чуть не по двадцать слов.

“Дорогая бабушка! – писал Маленький Человек. – Как ты поживаешь? Я поживаю хорошо. Посылаю тебе семена ноготков. Посади их вместе с картошкой, потому что ноготки – лучшее средство от колорадского жука.
Твой любимый внук”

“Дорогой внучек! – отвечала бабушка из деревни. – Письмо твое получила. За что большое спасибо. Поживаю я хорошо. Жалко, что ноготки по дороге высыпались. По рассеянности ты опять забыл запечатать конверт. Но все равно спасибо за заботу и внимание.
Твоя любимая бабушка”

Получив это письмо, Маленький Человек страшно рассердился. Он-то отлично помнил, что запечатал свой конверт. Он всегда аккуратно запечатывал свои конверты. Но конверты всегда приходили распечатанными.
“Это все почтальоны!” – наконец догадался он.
Почтальоны в большом городе были ужасно любопытными. А кроме того, по распоряжению начальника милиции-полиции они должны были ЧИТАТЬ ВСЕ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА и СЛЕДИТЬ ЗА ВСЕМИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ. Но так как никто точно не знал, какое письмо подозрительное, а какое неподозрительное, они читали все – и подозрительные, и неподозрительные – письма и следили за всеми подозрительными личностями.
Маленький Человек был ОЧЕНЬ ПОДОЗРИТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ. И почтальоны то и дело подглядывали за ним – то через дырку в заборе, то через щель почтового ящика. У одного из них однажды даже нос застрял в калитке, и пришлось Маленькому Человеку выколачивать его оттуда кувалдой.
Но на этот раз Маленький Человек решил их проучить. Он купил большой конверт, залез в него, запечатал себя изнутри и послал по почте.
Почтальоны, увидев ПОДОЗРИТЕЛЬНО БОЛЬШУЩИЙ КОНВЕРТ, понятно, обрадовались.
– Сейчас почитаем, – захихикали они, – что написал этот подозрительный Маленький Человек своей подозрительной бабушке!
Но только они начали распечатывать конверт, как изнутри послышался сердитый голос:
– НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВМЕШИВАТЬСЯ В ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ВХОДИТЬ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ В ЧУЖОЙ ДОМ И ЧИТАТЬ ЧУЖИЕ ПИСЬМА!
Почтальоны так перепугались, что наклеили на письмо авиамарку и отправили его первым же самолетом.
На следующий день Маленький Человек прибыл к своей бабушке. Помог ей посадить ноготки. И точно таким же путем вернулся домой.
Так никто и не узнал, что написал Маленький Человек своей бабушке.
Из книги Андрея Усачева “Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых”

Тема “Свобода и ее границы”

На этом уроке ты:
обсуждаешь и осмысливаешь понятия “свобода”, “право на свободу”;
знакомишься с основными свободами в области прав человека.

Основные понятия темы:
свобода;
право на свободу в области прав человека.
Нет такого народа, который в своей истории не сражался бы за свободу – свободу от порабощения, любого вида угнетения.
Трудно найти маленького человека, который не мечтал бы побыстрее вырасти, повзрослеть. Для чего? Чтобы стать свободным и независимым в своих поступках.
Предположим, что ты вырос. Вообрази себя на минутку взрослым. Закрой глаза… Почувствуй слово “свобода” на вкус. (Некоторые говорят, что оно – сладкое!) Итак… Что ты теперь можешь?
Гулять целый день? Смотреть телевизор? Спать? Загорать?
Каждый день лакомиться шоколадом?
Переходить улицу в любом удобном месте и в любое время?
Пользоваться всеми понравившимися вещами?
Кричать на любого, кто рассердит?
Управлять другими людьми и наказывать их по своему усмотрению?
Неужели все это ты сможешь и будешь делать? Или нет?
А что тебе может помешать осуществить все это в каждом конкретном случае?
И все-таки мы все хотим быть свободными. В чем же состоит свобода? Мнения могут быть различными. Обсудите некоторые из них.
Свобода – это возможность делать все, что хочешь.
Свобода – это независимость от кого-либо.
Свобода – это отсутствие стеснений, ограничений.
Свобода – это возможность выбора.
Свобода – это возможность проявления человеком своей воли в условиях понимания им законов развития природы и общества.
Попробуйте сформулировать общее мнение по вопросу о том, что такое свобода. Не удивляйтесь, если случится так, что кто-то к нему не присоединится.
Так или иначе, но, приобретая жизненный опыт, ты будешь все больше убеждаться в том, что полной, абсолютной свободы не бывает. Что касается поведения людей, наших действий и поступков, то здесь всегда имеются пределы. Что же служит барьером, который ограничивает свободу? Известен краткий и остроумный ответ на этот вопрос: “Моя свобода размахивать руками заканчивается на кончике твоего носа”. Человек свободен только в тех границах, которые позволяют сохранить такую же свободу другому человеку.
Один из первых документов, закрепляющих права и свободы человека, Декларация прав человека и гражданина (принятая в 1789 году во Франции), формулирует понятие свободы следующим образом: “Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом”.
Для юристов и правоведов существует формула: “Разрешено все, что не запрещено законом”. Но мы-то с тобой уже знаем, что существует много других общественных норм – нравственности и моды, этикета и здорового образа жизни. А любая норма – это уже ограничение.
Но если вдуматься, то все эти нормы создаются для блага каждого человека и удерживают нас от поступков, наносящих кому-то другому вред.
Проделай небольшое упражнение, доказывающее, что существующие запреты защищают права других людей: запреты; чью свободу ограничивают; чьи права защищают.
1. Ограничение скорости движения автомобилей.
2. Запрещение купаться в неположенном месте.
3. Обязательное образование.
4. Запрещение шуметь после 11 часов вечера.
5. Запрет курить в неположенном месте.
6. Запрет разговаривать на уроке.
Подготовьте небольшие сочинения или сообщения из истории борьбы Российского государства против иноземного порабощения.
Приведи свои примеры ситуаций, когда осуществление одним человеком права на свободу может ограничить свободу другого.
Право на свободу признается одним из основных прав человека. Оно является великим достижением современной цивилизации, следствием уважительного отношения к человеку в обществе и государстве. Нужно только научиться им пользоваться, проявляя собственную волю в осуществлении своих интересов, желаний, целей.
Право на свободу охватывает различные сферы жизни.

Задания и вопросы
I. Ты держишь в руках красивые воздушные шарики, наполненные “воздухом свободы”. Каждый шарик – свобода в какой-либо сфере жизни. Перерисуй шарики в тетрадь и закрась их тем цветом, который ты считаешь наиболее подходящим к данной сфере.
А теперь разбейтесь вместе с другими ребятами твоего класса на группы и выберите себе по вашему усмотрению по 2-3 шарика.
Обсудите следующие вопросы, связанные с названием каждого из этих шариков:
1. Нужна ли более широкая (полная) свобода в этой сфере?
2. Что сдерживает полную свободу в этой сфере (приведите конкретные примеры)?
3. Что необходимо предпринять, чтобы расширить (сузить) свободу в этой сфере?
Каково общее мнение группы и мнение тех ребят, которые с ним не согласились?
II. Ответь на вопросы:
1. Как ты объяснишь слово “свобода”?
2. Что такое “право на свободу”?
3. Чем ограничено право на свободу?
4. Какие свободы провозглашены Всеобщей декларацией прав человека?

Марина СУББОТИНА,
учитель граждановедения

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте