search
main
0

Нерезиновые школы

Не пора ли менять социальных оптимистов на профессионалов своего дела?

Родители, проживающие в омском микрорайоне Амур-2, написали письмо Президенту РФ: их детей не приняли в новую школу по месту жительства. Пришлось разбираться в ситуации.

 

– Фамилия, имя? – строго спросила вахтер школы №30.

Я честно призналась во всем, но она осталась недовольна:

– Да не ваша, ребенка!

Пришлось доложить, хотя мой ребенок школу давно окончил. Вахтерша порылась в стопке бумаг и неожиданно выдала одну: «Рассмотрев ваше заявление от 01.04.2022 с регистрационным номером 314 (16 часов 16 минут) о приеме вашего ребенка в 1-й класс, сообщаем, что вакантные места в параллели 1-х классов отсутствуют». Для решения вопроса бумажка со школьной печатью предлагала обратиться в ближайшие образовательные организации, а если и там мест нет – в Департамент образования Омска.

Непринятый ребенок оказался тезкой моего, но спорить я не стала. Иначе на собрание обманутых родителей попасть бы не удалось: омский Департамент образования давно пускает в школы только своих, проверенных журналистов. Связано это с безопасностью, только не детей, а чиновников. В Омской области информационная политика последних лет строится исключительно на социальном оптимизме, о проблемах омские СМИ пишут, но в стиле «все хорошо, прекрасная маркиза». Вероятно, потому и на дверях актового зала, где проходило собрание, висело объявление: «Фотосъемка, аудиозапись, видеосъемка без согласия выступающих запрещены». Правда, по закону снимать и записывать должностных лиц в общественном месте можно. А исходя из Указа Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», даже нужно, поскольку деятельность государственных органов должна основываться на принципах информационной открытости.

В актовом зале Ольга Онищенко, руководитель Департамента образования, которую я немедленно начала снимать и записывать, объясняла, что мест для первоклассников в школе №30, единственной в микрорайоне Амур-2, не хватает, но делается все, чтобы права детей не были нарушены.

– Да вы уже нарушаете! – кричали с мест обманутые родители.

Собралось их около 50 человек. Все они живут вокруг школы, но их детям отказано в приеме. Не помогло и то, что одни стояли всю ночь на 1 апреля в очереди, чтобы успеть записаться, другие дежурили за компьютерами, потому что сайт госуслуг все время «падал», третьи осаждали телефоны местного Минобра, где сообщали хитрую ссылку для записи.

– Вы неправильно понимаете, у каждого закона есть подзаконные акты, – туманно отрекся от Закона «Об образовании в РФ» Дмитрий Васюхичев, начальник отдела общего образования департамента.

Разобраться в законе трудно: право зачисления в школы бывает не только первоочередное, но и внеочередное, и преимущественное. Министерство просвещения РФ разработало тоже не слишком понятный порядок. По нему сначала принимаются те, чьи старшие братья-сестры уже учатся в этой школе; дети, проживающие на закрепленной территории; отпрыски военнослужащих, сотрудников УФСИН, полиции и органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенников, пожарных, инвалидов и многодетных.

– Дочка ходила в детский сад по участку, мы были уверены, что автоматически она попадает в школу, – признался Ярослав Сливенко. – Как мы ее отправим на автобусе?

В прошлом году, когда учебное заведение только открылось, набрали 13 первых классов. В этом – лишь 9, потому что кабинетов не хватает.

– Очень много льготников, – вздохнула директор школы №30 Наталья Козлова.

Судя по тому, что проживающим на участке мест не хватило, в первую очередь решили порадовать полицию и УФСИН, школа новая, хорошо оборудованная. Александр Шероватов, сына которого не приняли в первый класс, например, бывший детдомовец. В Амуре-2 получил квартиру 7 лет назад. В детский сад, тоже единственный в микрорайоне, попасть не удалось, три года возил двоих детей в разные районы города. Его водительская зарплата намного меньше, чем у полицейского. Но ему, а не представителю органов, придется опять во­зить старшего в школу, а младшего в детсад.

– Я не хочу, чтобы мой ребенок ездил на старом школьном «пазике», – говорит Шероватов. – Каждый день их вижу: снизу ржавчина, дно вываливается, сверху баллоны, которые разорвут автобус в клочки в случае любой аварии.

Около 12 тысяч детей из почти 1100 населенных пунктов региона ездят в образовательные учреждения на 583 автобусах. Вот только школьный автопарк требует обновления на 40%, по данным сайта омского отделения партии «Единая Россия».

– У меня старший уже ходит в школу №30, почему младший должен ходить в другую? – поднялась беременная женщина. – А третьего в третью пошлете? Как мне все это совместить?

Мало кто из родителей рад утренним путешествиям детей, не каждый переносит качку по омским дорогам. К тому же о выборе дополнительного образования приходится забыть: некуда его вставить в расписание движения школьного автобуса. Тем более что это действительно небезопасно, как рассказывают жители Амура-2, дома-то растут как грибы, а вот освещения на проезжей части до сих пор нет.

– Нам предложили другие школы на выбор, – говорит Анна Илющенко. – Но в них тоже не хватает мест! Возить самим у нас нет возможности. Мы, жители Амура-2, 8 лет ждали школу. Теперь она появилась, но туда ходит кто угодно, только не наши дети.

По мнению родителей, в школу, по праву принадлежащую их детям, поступают и учатся ребята, живущие в разных районах, по липовой прописке.

– Школа не правоохранительный орган, у нее нет возможности проверять документы, – отказался от решения очередной проблемы Дмитрий Васюхичев.

По словам Натальи Козловой, в прошлом году администрация школы даже инициировала расследование о 25 подозрительных прописках. Беспощадная и бессмысленная логика: сначала принимать всех подряд, потом выслеживать подозрительных и подавать заявления в прокуратуру. Как водится, чиновники во всем винят самих родителей, а также пиковую рождаемость, которой, кроме них, впрочем, никто в Омске не заметил. Но если Департамент образования знал об этом как минимум 7 лет, то почему же не предпринял никаких мер?

«Для чего в 2021 году нужно было укомплектовывать школу так, чтобы сегодня наши дети не смогли получить образование в учебном заведении, которое на законных основаниях принадлежит детям Амура -2?» – логично спрашивают родители 25 детей в жалобе, которую отправили в Администрацию Президента РФ, Генеральную прокуратуру, правительство и Министерство образования Омской области, а также уполномоченной по правам ребенка Елизавете Степкиной.

Удивительно, но за час собрания никто из выступавших чиновников не признался честно: школ в Омске не хватает, подобная ситуация не только в новенькой «тридцатке». В 2015 году прежняя директор Департамента образования утверждала, что городу требуется 40 школ, дабы удовлетворить все потребности населения. В 2020-м губернатор Омской области Александр Бурков сократил необходимое количество до 16, хотя за 5 лет построили не больше 5 – по одной в год. Было бы понятно, если бы причина крылась в привычном отсутствии денег в бюджете. Но в прошлом году губернатор пожаловался, что, имея федеральные средства, мы не используем их в полном объеме, возвращаем в федеральную казну. Нынче в июне ситуация повторилась: Генеральная прокуратура РФ после проверки объявила, что Омская область меньше всех в Сибири освоила федеральных средств по нацпроекту «Образование». То есть деньги есть, но нам не надо?

Меж тем ученики другого нового микрорайона – Успешный, на улице Завертяева, который начали заселять еще в 2017 году, ездят до мест обучения на общественном транспорте: нет у них ни школы, ни детсада. Двенадцать лет ждут школу в микрорайоне Ясная поляна, каждый год получая новые обещания. Давно требуются большие образовательные учреждения в микрорайоне Серебряный берег и на проспекте Космическом.

– Что сделал Департамент образования, чтобы школ стало больше? – спросили родители высокое собрание. Представители департамента только развели руками – не в их полномочиях. Зато Олеся Баранова как представитель аппарата уполномоченного по правам ребенка в Омской области авторитетно заявила:

– Ничего страшного! В Омской области половина школ на подвозе, система отработана.

Хотя ведь именно Департамент образования и защитники детских прав должны ставить вопрос о том, почему мэрия и правительство региона одобряют новые микрорайоны без школ и детских садов. Именно они должны требовать, чтобы выполнялся нацпроект «Образование». Может быть, пора уже укомплектовать эти органы профессионалами, болеющими за дело, а не социальными оптимистами, выворачивающими законы наизнанку, чтобы оправдать собственное бездействие?

Наталья ЯКОВЛЕВА, Омск, фото автора

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте