Утром дежурный учитель остановил девочку в вестибюле. Она пришла в джинсах, а это было нарушением правил о школьной форме. Девочке записали в дневник замечание. Спустя минуту другая учительница случайно услышала разговор этой школьницы с подругой: «Что там случилось?» – «Да ерунда, написали в дневник, что я пришла в школу в джинсах, но мне пофиг, моя мама не обращает внимания на такие замечания в дневнике». На другое замечание эта же ученица ответила, что в ее планах «унаследовать мамину фирму, поэтому она не обязана уметь культурно и грамотно разговаривать: у нее (как и, видимо, у ее мамы) и так все в ажуре». «Кто виноват, эта набалованная, самоуверенная малявка? Нет. Ее мама? Тоже лишь отчасти. Виновата школа, которая оставляет учителя одного сражаться со вседозволенностью и разнузданностью имущих людей. Учитель стоит на такой низкой ступеньке социальной лестницы, что об него можно любому вытереть ноги, и самое главное – никто не обратит на это внимания». Это лишь один эпизод, один вывод…
Изнанка школы. Школьного бытия, быта. Учителя делятся на несколько категорий. В первой – те, кто продолжает педагогическую династию. Им легче выжить в школе благодаря заслугам «предков». Вторая – фанатики своего дела, им, кроме собственного предмета, ничего не надо, они на нем совершенно помешаны. Третья – прожженные лицемеры, карьеристы, для галочки участвующие во всех мероприятиях, ассоциациях и семинарах, «для собственной карьерной коробочки, шкатулочки и для тешения собственного самолюбия». Четвертая категория – пожилые интеллигентные учительницы, для которых те же мероприятия – не для бумажки, подтверждающей собственную значимость, а лишь для общения. Есть «тихие пофигисты» и т. д. Можно выделить другие критерии, определить больше категорий…Год учителя завершается. «Ненавижу школу» – книга с таким названием вышла недавно в Москве под псевдонимом Zinna с подзаголовком: «В Год учителя от учителя». В двух словах – это книга о том, что представляет собой современная школа. И многое здесь – горькая правда. У нас в стране две школы – одна парадная, «фасадная», красивая, другая – та, о которой и написано в книге. И эта другая была, увы, всегда. Еще Ушинского «выперли» из ярославского Демидовского лицея – свое мнение имел и слишком выделялся. Можно спорить со многим, о чем рассказано в «Ненавижу школу», но, кажется, важнее задуматься и задать себе шукшинский вопрос: «Что с нами происходит?» Что изменил этот Год учителя? В чем причины низкого социального статуса учителя? Кто он, современный учитель? И, если процитировать «Ненавижу школу», «как же создать сообщество нормальных педагогов, в котором дети будут ограждаться от глупости, подлости, лицемерия, вранья?..» и т. д. Пусть книга не дает решений. Она только ставит вопросы, и это уже хорошо.
Комментарии