search
main
0

Непутевые заметки. Тема «Восток и Запад: настоящее и будущее мировых мегасистем». 11-й класс

После занятия учащиеся смогут: объяснить термины – «цивилизация», «мегасистема», «глобализация»; выделить, в чем состоят особенности двух мегасистем: Восток – Запад; сделать вывод об общемировом значении культур Запада и Востока; обсудить вопрос о возможности создания глобальной цивилизации.

Прочитайте отрывок из известного стихотворения английского поэта и писателя Редьярда Киплинга: Запад есть Запад. Восток есть Восток, Не встретиться им никогда.Лишь у подножия престола БожияВ день Страшного суда…Вопросы:    О каких мегацивилизациях идет речь?    Какова точка зрения автора о возможности создания единой цивилизации?     Возможно ли это в будущем?Ученики выполняют интерактивное упражнение с использованием ролевой игры «Непутевые заметки: Восток – Запад».Задание для 1-й группы1. Сделайте коллаж «Мое представление о Востоке – непутевые заметки».2. Для эффективной работы распределите следующие роли в группе: художник, идеолог, аналитик.Идеолог определяет общую идею, которую будет отражать коллаж. Например, Запад может быть представлен в виде здания, подумайте, что будет его основанием, насколько оно будет прочным, что вы поместите в основной части и что наверху.Художник воплощает предложенные идеи, используя картинки, и дополняет их рисунками. Аналитик дополняет коллаж философским содержанием и готовит презентацию коллажа. Задание для 2-й группы1. Сделайте коллаж «Мое представление о Западе – непутевые заметки».2. Для эффективной работы распределите роли в группе: художник, идеолог, аналитик.Задание для 3-й группыРебята из этой группы будут выступать в роли глобалистов; нужно нарисовать схему, которая будет отражать технические, культурные, экономические, политические процессы и достижения, способствующие глобальной интеграции.Задание для 4-й группыУчастники будут выступать в роли глобалистов. Им необходимо вспомнить, какие проблемы, существующие в мире, мы называем глобальными, изобразить их в виде схемы, подумать,  можно ли решить их в рамках одной страны или только мегасистемы.Презентацию коллажей и подведение итогов можно провести двумя способами:    работу представляют и дают объяснение сами участники групп;    поменяться коллажами, а пояснение дает та группа, которая над ним работала. ВопросыВозможно ли создание глобальной цивилизации, учитывая особенности каждой цивилизации или мегасистемы и интеграционные процессы, набирающие силу во всем мире?Необходимо ли, на ваш взгляд, создание глобальной цивилизации?Эти вопросы следует обсудить, используя элементы дискуссии. Для этого объявите следующие правила:    определите противоположные точки зрения, а также колеблющихся, тем самым появится возможность разделить класс на три группы;    группы, имеющие противоположное мнение, готовят аргументы в защиту своей точки зрения;    в качестве вывода принимается мнение той группы, которая сможет убедить большее число колеблющихся.Оставьте возможность сохранить свое собственное мнение и не согласиться с общим выводом для отдельных учеников.Ознакомьтесь с особым мнением о возможности и целесообразности создания глобальной цивилизации, которое принадлежит А.Субботину – поэту, страннику, философу, гусляру.Попросите старшеклассников ответить на три вопроса письменно:    Задумывались ли вы над обсуждаемой проблемой ранее?    Менялось ли ваше мнение в процессе урока?    Появилось ли желание узнать больше об этой проблеме?Можно порекомендовать для дополнительного чтения книги В.Овчинникова «Ветка сакуры» и «Корни дуба». Предложите продолжить часть стихотворения  Р.Киплинга «Баллада о Востоке и Западе».«Но нет Востока и Запада нет,Нет наций, различий, границ».Если…После того как различные варианты будут прочитаны, предложите авторский вариант:«Двое мужчин, рожденных в разных концах Земли,Станут друг к другу лицом».Приложение №1 (Восток) Задание для 1-й группыВыберите тезисы, которые, по вашему мнению, характеризуют особенности Востока.1. В основе цивилизации лежат религиозно-философские учения – даосизм, буддизм, конфуцианство.2. Духовной основой цивилизации является христианство, под влиянием которого сформировались моральные ценности, впоследствии этические нормы.3. Человек рассматривается как часть какого-либо коллектива – семьи, касты, сословия, религиозной общины.4. Этой мегацивилизации свойственны нацеленность на изменение, переустройство, совершенствование общества.5. Человеку отводится главенствующая роль в мире природы, он стремится покорить ее, а не покориться ей.6. Социальный мир представлен многочисленными этническими, религиозными, сословно-кастовыми группами. Существует социальная иерархия.7. Существует сильный контраст бедности и богатства.8. Труд оценивается не только как средство приобретения необходимых благ, но и как средство накопления богатства.9. Ценятся такие качества характера, как целеустремленность, воля, упорство, вера в собственные силы.10.  Государству, как правило, отводится роль посредника, регулирующего общественные взаимоотношения.11.  Труд считается средством приобретения необходимых благ, удовлетворяющих насущным потребностям, а не средством для накопления богатства.12.  Традициям, обычаям придается особое значение. Существует особое отношение к старшему поколению как хранителю мудрости.13.  С этой цивилизацией связывают такие понятия, как рыночная экономика, частная собственность, гражданское общество, демократия, классовое расслоение, массовое производство, массовая культура.14.  Особую роль играет государство, нередко оно становится теократическим.Задание для 2-й группы Выберите тезисы, которые, по вашему мнению, характеризуют особенности Запада.1. В основе цивилизации лежат религиозно-философские учения – даосизм, буддизм, конфуцианство.2. Духовной основой цивилизации является христианство, под влиянием которого сформировались моральные ценности, а впоследствии этические нормы.3. Человек рассматривается как часть какого-либо коллектива – семьи, касты, сословия, религиозной общности.4. Этой мегацивилизации свойственны нацеленность на изменение, переустройство, совершенствование общества.5. Человеку отводится главенствующая роль в мире природы, он стремится покорить ее, а не покориться ей.6. Социальный мир представлен многочисленными этническими, религиозными группами. Существует социальная иерархия.7. Существует сильный контраст бедности и богатства. 8. Труд оценивается не только как средство приобретения необходимых благ, но и как средство накопления богатства.Главным итогом работы групп должно быть определение особенностей каждой мегасхемы и интеграционных процессов, сближающих мегасистемы – Восток и Запад.​Светлана ВЕТРОВА, учитель обществознания, Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте