В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне тема патриотического воспитания в школе, безусловно, приобрела более громкое звучание. Про необходимость патриотической работы заговорили все, и даже те, кто ею никогда не занимался. В то же время школы, для которых воспитание любви к малой и большой Родине было естественным изначально, никогда не работали в этом направлении на показ. Потому что их коллективы считали, что любовь не может быть демонстративной. К счастью, такие школы тоже замечают и, мало того, выделяют в ряду других. Так произошло и со школой №4 г. Кингисеппа, победившей во Всероссийском смотре-конкурсе историко-патриотических музеев, который был проведен Всероссийской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.Директор школы Олег ГРЕБЕНЬКОВ считает, что победа в конкурсе – это своеобразное подведение промежуточных итогов: патриотическое воспитание в школе было и, главное, будет оставаться неизменной частью образовательного процесса. И это неудивительно, ведь сама история школы тесно связана с историей страны.
– Олег Михайлович, может быть, мой вопрос покажется провокационным, но почему важно патриотическое воспитание? Ведь сегодня многополярный, толерантный мир, в котором стираются границы, не так важна национальная принадлежность…- Понимаете, Великая Отечественная война – это боль любой российской семьи, война опалила каждого, и в каждой семье найдется пусть дальний, но родственник, который погиб, освобождая нашу землю. Этого нельзя забыть. Это лучший пример для подрастающего поколения, чтобы объединить его идеей ценности памяти о прошедшем. Если мы воспитаем это в молодежи, то потом они воспитают это в своих детях, которые станут продолжателями традиции. Эта нить, наверное, сильнее прочих объединяет нас как нацию, как единое целое. И самое главное – это особенность нашей страны, ведь не секрет, что многие страны не придают этому значения, мало того, пытаются пересматривать историю ВОВ. Сейчас часто звучат слова «мировая война», а не «отечественная война», и получается, что не за Отечество мы воевали. Если произойдет надлом в сознании молодого поколения, то это уже будет другая ментальность, другое восприятие мира. Согласен, что можно объединяться под знаком спорта, культуры, но убежден, что это не так затрагивает душу, как затрагивает тема пережитого в ВОВ.- А вы сами как давно пришли к пониманию этого?- Я в системе образования работаю 30 лет и пришел в нее уже убежденным патриотом. Просто нас так воспитывали раньше: в семье, в школе, в институте. Я пронес это через всю жизнь.Конечно, нашей молодежи непросто. Когда произошло так называемое падение советской империи, все стали стремиться к самостоятельности. В сознании как взрослых, так и детей произошел крен в сторону индивидуализации, обособленности. Сейчас в течение последних 10 лет, на мой взгляд, ситуация стала меняться. Возможно, идеология индивидуализации не так уж и плоха, но, по-моему, если не корректировать некоторые моменты, можно прийти к полной вакханалии, где правит вседозволенность. Нельзя допускать переоценки достижений предыдущих поколений, потому что это наша история, наше национальное самосознание. У нас великая страна, и нам есть чем гордиться.- Вы проводите занятия, экскурсии в школьном музее?- У нас подготовлена специальная команда экскурсоводов, которая вместе с учителями изучает историю музея и школы, занимается обновлением экспонатов, пополнением фонда. В нее можно вступить уже с 5-6-го класса. Все классы приходят в музей на экскурсию, причем экскурсию для них проводят юные музейные работники. Нужно заметить, что самим детям это очень нравится.Помимо того что у нас есть музей, мы с разрешения администрации города взяли шефство над памятником партизанам, который расположен в центре Кингисеппа. Делаем уборку в парке, подкрашиваем, приносим венки, стоим в почетном карауле. Кстати сказать, на памятнике выбита фамилия отца нашей учительницы, погибшего в ВОВ.Еще у нас работает кружок журналистики, где мы пытаемся связать журналистику с краеведением, что очень интересно. Ребята, для которых это увлечение потом переросло в профессиональную область, уже работают на телевидении.- Олег Михайлович, вы упомянули, что пришли в образование с патриотическим настроем, а кроме него какие еще были мысли, чувства, идеи относительно образовательного процесса?- Вы знаете, несколько лет назад мы как-то собрались коллективом и поговорили на тему того, что делать с детьми. Они разные: одни любят учиться, другие нет, одни усидчивые, другие нет. Мы подумали и пришли к такому выводу, что нужно посмотреть, что любят наши дети. Не секрет, что самого большого успеха человек достигает в том деле, которое любит. Любит кататься на коньках, любит рисовать, любит заниматься спортом, значит, он и будет в этом самым лучшим. Поэтому мы попытались в школе создать условия, чтобы каждому ребенку стало интересно, чтобы утром он в школу бежал, а не плелся. Поэтому мы еще 10 лет назад создали в школе несколько направлений, в том числе художественное, спортивное, театральное и т. д.С внедрением в школьную практику информационных технологий у нас появилось дистанционное обучение, и мы включились в экспериментальную работу по этому направлению. Сегодня у нас порядка 200 детей, которые через Интернет обучаются различным предметам: русскому языку, математике, биологии, истории, информатике. Причем дети разделены на несколько категорий: дети с ОВЗ, дети из сельских школ, дети из городских школ, которые готовятся к олимпиадам и т. д. Так что мы тоже, как и весь мир, работаем в режиме инноваций.- А из опыта работы зарубежных школ что вам показалось любопытным или, наоборот, совершенно неблизким?- Я был в школах Финляндии и Швеции. Должен признаться, что не понимаю такого подхода, когда в среднем звене многие предметы считаются второстепенными, а из всего перечня выбираются 2-3 предмета, и уже они изучаются плотно. Почему не понимаю? Потому что, даже будучи сильным математиком, физиком, странно не знать Пушкина, Бунина. Или не связать двух слов по-русски. Я не сторонник узкой специализации и считаю, что у нас в этом плане правильное образование.- Олег Михайлович, как вы считаете, 20 лет в роли руководителя накладывают отпечаток на человека? Вы на отдыхе тоже руководитель?- На отдыхе я всеми силами пытаюсь отдать бразды правления тому, кто хочет быть организатором. Но в нашей работе есть такой нехороший момент, как гиперответственность. У меня даже во время отпуска возникает чувство вины, что я отдыхаю, когда в школе нужно что-то делать. Но это болезнь всех директоров. К сожалению, из-за нее меньше времени проводишь с собственными детьми, а их у меня трое.Досье «УГ»Школа №4 г. Кингисеппа – преемница Ямбургского коммерческого училища, основанного в 1907 году. В 1913 году школа была удостоена золотой медали за гигиеническое воспитание учащихся. Первый выпуск дал пять медалистов. Многие выпускники стали преподавателями вузов, артистами, писателями, научными работниками.В советский период комсомольская и пионерская организации школы №4 были на хорошем счету в районе и неоднократно отмечались наградами.В 70-80-е годы Кингисеппская средняя школа являлась опорной школой по воспитательной работе в Кингисеппском районе. На ее базе проводились районные и областные семинары.В ряду бывших учеников школы №4 – Герой Советского Союза Алексей Александрович Иванов, выпускники, исполнявшие интернациональный долг в Чечне, в Афганистане. Здесь бережно хранят воспоминания, фотографии, документы, которые родители ребят отдали в школьный музей.Слагаемые успеха от Олега ГРЕБЕНЬКОВА Быть искренним с членами коллектива, с детьми, с родителями. Всегда рассказывать, каким должен быть конечный продукт и как мы будем достигать этой цели. Никогда не скрывать минусов и ошибок и пояснять, почему так произошло. Люди простят, если ты умеешь признавать свои промахи. Если начал какое-то дело, то не отлынивай, покажи, что мы все вместе, мы в команде. Учителя для тебя горы свернут, когда увидят, что ты не дистанцируешься от них. Директор-мужчина должен быть примером для детей. Ходить опрятным, здороваться, пропускать женщин вперед, поддерживать. Это воспитывает уважение к женщине, матери.Ленинградская область
Комментарии