Юбилей классика и подарок, и наказание для режиссера. С одной стороны, так и просится новый фильм о великом и могучем, а с другой – как же сделать это кино небанальным, когда столько уже известно о взлетах и падениях любимого писателя? Авдотья Смирнова, похоже, нашла выход из подобной коллизии. В своем фильме «История одного назначения» она рассказала о малоизвестном эпизоде из жизни Льва Толстого, но в этом микросюжете очень явственно проявилась не только личность автора «Войны и мира», но и вечное непонимание человека и власти.
Действие картины разворачивается в Тульской области, близ имения Толстого «Ясная Поляна». В этих краях оказывается юный поручик Григорий Колокольцев, пытающийся доказать своему отцу, именитому генералу, что у его младшего сына есть и честь, и благородство. Именно неотступное желание вызвать гордость почтенного родителя губит Григория, а его лучшие порывы приводят к трагическому итогу.Как тут не вспомнить князя Андрея Болконского. Один из самых симпатичных героев «Войны и мира» пал жертвой собственной преданности старому князю, решившись оставить Наташу в тот самый миг, когда она по-настоящему полюбила его. Таких пересечений с эпопеей Толстого в фильме немало. Оно и понятно, ведь драматические события киноленты приходятся на 1866 год – время самой плодотворной работы писателя над своим шедевром. Оттого и создается впечатление, что реальность и литература сплетаются в единый клубок неразрешимых противоречий.С виду тихая усадебная жизнь семьи Толстых на самом деле похожа на быт и нравы чеховских персонажей. Герои не слышат друг друга и одержимы собственными идеалами, даже не пытаясь понять самых близких людей. Софья Андреевна упрекает мужа, что тот больше любит русский народ, который она ненавидит, а Толстой, увлеченный общественными инициативами, часто забывает уделять внимание супруге. Проснуться от этой взаимной спячки им помогает драма в отношениях между сестрой Софьи Андреевны Таней и братом Толстого Сергеем. Живая, чувственная Таня, которая и стала прообразом Наташи Ростовой, в фильме предстает меланхоличной дамой, искренне полюбившей рокового героя, ушедшего от нее к цыганке.Подобная история кажется пошлой мелодрамой лишь внешне. За сломанными судьбами стоит невозможность разглядеть в другом человеке индивидуальность, а ведь именно такое наставление давал Толстой Григорию Колокольцеву, когда тот жаловался ему на плохие отношения с отцом. Однако ни великий писатель, ни юный поручик не смогли понять психологию народа, о благе которого столь сильно сокрушались. Характерно, что в школе для крестьянских детей, которую Толстой организовал у себя в имении, занятия ведет учительница-нигилистка Анна Ивановна, считающая, что человек лишь животное, а потому подчиняется законам естественного отбора.Перед нами классическое противоречие прогрессивных людей эпохи, очень ярко подмеченное режиссером. Народное просвещение и ненависть к угнетателям сочетаются одновременно с глубоким тщеславием и презрением к личности, воспринимаемой как удобрительный материал. В таком отношении нигилисты и военные чиновники становятся единым целым.Столь резкое суждение, конечно, не относится к графу Толстому, который, напротив, пытается защитить в сущности невиновного человека. Однако он оказывается в глубоком одиночестве. Показательной становится сцена в суде, когда писатель взывает к гуманизму бесчувственных людей в мундирах и своей благородной речью заслуживает аплодисменты. Аплодисменты, не стоящие ровным счетом ничего, кроме внешней благообразности. В действительности же власть имущие способны защищать только себя.Как тут не вспомнить спор об истине между Пилатом и Иешуа в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Собственно, защитительная речь Толстого в фильме перифраз слов Иешуа, который заявляет прокуратору Иудеи, что истина лишь в том, что «у тебя болит голова и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти». Тем самым обреченный на казнь бродяга пытается пробудить в Пилате человека, но тот остается представителем власти, грозно утверждая, что сущность истины в исполнении воли императора Тиберия. Вот и Толстой говорит суду, что обвиняемый Шабунин чихнул, и это главное, потому что, если его казнят, он больше не сможет двигаться, плакать и смеяться. Высокий суд, как и Пилат, по-человечески одобряет слова писателя, но действует по государственному закону, который оставляет за скобками жизнь бедного юноши. Перед нами трагедия мечты не только великого писателя, но едва ли не всей русской интеллигенции, убежденной в пророчестве своей миссии освобождения народа.Ключевой в фильме становится проблема нравственного выбора, перед которым оказывается Григорий Колокольцев. Он, с одной стороны, активно сопротивляется угнетению простых солдат, не забывая всякий раз напоминать деспотически настроенному капитану Яцевичу о новых порядках в армии. Более того, Колокольцев дает деньги несчастному Шабунину, чтобы тот сбежал из полка. С другой стороны, как выясняется в финале этой художественно-документальной истории, юношей движет не столько гуманистический порыв, сколько желание получить одобрение отца. Таким образом, конфликт поколений приводит к гибели человека, становящегося своеобразной жертвой людской глухоты и эгоизма.Человек этот, писарь Шабунин, в отличие от Толстого и Колокольцева не боится ни смерти, ни общественного мнения. Он терпит постоянные унижения в полку, а свою тяжелую участь запивает горькой. Дар каллиграфа Шабунин не ценит и мечтает о простой, тихой жизни. Той самой жизни, от которой бегут его защитники.Единственным человеком, по-настоящему понимающим народные чаяния, становится прапорщик Стасюлевич. Неудивительно, что он с заметной холодностью относится к Толстому, перед которым преклоняется Колокольцев. Дело тут даже не в том, что писатель изобразил прапорщика в своем рассказе «Разжалованный» как солдата, выпрашивающего деньги на охоту, но и в противоположности подхода обоих героев к народу. Толстой видит в мужике прекрасное и светлое начало, которое есть у крестьянина от природы – нужно лишь просветить его, и дело пойдет на лад. Стасюлевич знает другой народ: вороватый, жестокий и неблагодарный. Именно это знание и помогает ему искренне любить и ценить жизнь простого человека. Потому только он подает свой голос за писаря Шабунина, не пытаясь никому ничего доказывать.Авдотье Смирновой удалось в этом фильме создать яркие и вместе с тем противоречивые характеры, что стоит признать несомненным достоинством картины. Сложность персонажей, их душевные метания и роковые решения заставляют сопереживать каждому герою и пытаться вместе с ним найти решение вечных вопросов, над разгадкой которых всю свою долгую жизнь бился Лев Толстой.
Комментарии