Обложка учебника литературы для 9-го класса, на которой Владимир Маяковский изображен с сигаретой, вызвала недоумение у педагогов 15-й школы города Тулы. Учитель русского языка и литературы Тамара Тряскина выразила общее мнение коллектива вопросом: «Изображение поэта с прилипшей в углу рта сигаретой – это недомыслие или сознательная акция?»
К письму из Тулы, опубликованному в «УГ» (№45 от 11 ноября), мы сделали приписку, адресовав вопрос автора издательству «Мнемозина», выпустившему этот учебник. Вот что сообщила редакции директор издательства Марина Безвиконная (ответ публикуется в сокращении): «Обсудив письмо на редакционном совете, мы посчитали нужным дать развернутый комментарий. Во-первых, в оформлении линии учебников по литературе для 5-11-х классов под редакцией Г.И.Беленького реализована единая концепция: на обложке каждой книги размещен фрагмент портрета того или иного писателя и фрагмент жанровой или пейзажной картины. Это сделано не случайно. В авторской методике преподавания литературы в школе проблеме взаимодействия разных видов искусств отводится важное место. Во-вторых, на обложке был размещен не «безобразный» снимок, как считает автор письма, а фрагмент известного портрета поэта, выполненного народным художником СССР, лауреатом Государственной, Ленинской и пяти Сталинских премий Николаем Александровичем Соколовым, знаменитым НикСом из объединения «Кукрыниксы». Портрет (нравится он или нет) может стать отправной точкой важной дискуссии. Почему художник изобразил Маяковского именно так? Право же, не в пресловутую папироску все упирается… Почему поэт, как сообщается в письме, похож «на уголовника с плохо остриженной головой»? Перед нами карикатура, шарж? Художник в чем-то обличает поэта? Но нет, любой ученик скажет, на карикатуру портрет не похож. Обращение к мемуарам Соколова поможет в этой мысли утвердиться. И здесь важно поговорить с детьми о том, чем портрет отличается от фотографии… А следующим закономерным шагом станет обращение к текстам Маяковского…Оттолкнувшись от иллюстрации, пусть даже произведшей негативное впечатление, можно «повернуть» учеников к книге. Думается, острая дискуссия, столкновение различных мнений способны увлечь юного читателя, сформировать личностное отношение, обрести «своего» Маяковского… Что же касается необходимости борьбы с курением, здесь мы с автором полностью солидарны. Конечно, взрослый адекватный человек вряд ли увидит в обсуждаемом произведении живописи пропаганду курения. Но, как справедливо замечено, подростки, склонные к эмоциональному восприятию действительности, ищущие примеры для подражания, способны порой прийти к самым неожиданным выводам. Именно поэтому авторы и издательство приняли в свое время решение об изменении обложки (см. учебник на 2013-2014 учебный год)».
Комментарии