search
main
0

Непрестижная спецовка. Мастеров заменили «пастухи»

Ежедневно два автобуса привозят к проходной «УРАЛТРАКА» рабочих из городов-спутников областного центра: Еманжелинска, Копейска, Коркино. И это еще не за тридевять земель. Ведь рабочих доставляют и самолетом, как, например, из Ижевска. Оплачивают дорогу, и в два раза больше, чем своим рабочим, платят за труд. Челябинский тракторный завод вынужден идти на такие расходы, потому что местный рынок труда опустел. Квалифицированных кадров там днем с огнем не найдешь. Услугами иногородних рабочих пользуются и другие гиганты местной индустрии: «Станкомаш», «Мечел» и т.д. Несмотря на то, что система подготовки рабочих кадров отчасти в силу своей консервативности за годы экономических преобразований уцелела. Профессиональные училища выжили, хотя предприятия от них отвернулись. Они научились зарабатывать деньги самостоятельно – сначала за счет аренды, потом за счет дополнительных платных образовательных услуг.

Импорт кадров

Ежегодно около ста профессиональных училищ нашей области выпускают примерно 18 тысяч молодых рабочих. Эту армию пополняют выпускники еще 175 учебных учреждений нашей области – межшкольные учебные комбинаты и учебные центры промышленных предприятий. И этого мало?! Мало, потому что молодые рабочие на завод не приходят.

Челябинский институт развития профессионального образования провел исследования и выяснил, что статистические данные о трудоустройстве выпускников ПУ носят, мягко говоря, противоречивый характер. На бумаге выглядит все красиво, а в реальной жизни ситуация складывается драматически. В 2003 году, например, ПУ-1 Челябинска (базовое учебное учреждение ЧТЗ) выпустило 177 человек. По данным училища, на предприятие трудоустроился 121 человек. А информация отдела кадров ЧТЗ свидетельствует, что к ним пришли на работу и закрепились всего лишь 5 выпускников, то есть меньше трех процентов. Аналогичная ситуация наблюдается и в других ПУ.

На каторгу – не хочу!

Примерно 44 процента ребят, не успев прийти в профессиональное училище, сразу говорят о том, что не собираются работать по специальности. Их определили сюда родители, чтобы подростки не болтались без дела. Ремесло, как известно, есть-пить не просит, а в жизни может пригодиться. Но только не на заводе. Так считают родители, которые сами прошли через стресс массовых сокращений и невыплаты зарплаты, что начались с 1998 года. Эти люди, конечно, не толкнут своих детей в нищету и не пошлют пусть не на каторжный, но очень тяжелый труд с его жестким полувоенным режимом. У ребят, чьи родители пострадали в эпоху реформ, устойчивое негативное отношение к заводу.

Коробок на ковше экскаватора

Когда Герой Социалистического Труда, заслуженный строитель РСФСР Федор Верещагин знакомил учащихся ПУ с экскаватором, он показывал такой трюк. Закрывал ковшом раскрытый спичечный коробок и оставлял его невредимым. Эффект был потрясающий. У мальчишек загорались глаза: «И я хочу научиться так». Было это в конце 70-х годов, когда Федор Верещагин работал мастером производственного обучения в челябинском профучилище №99. В то время мастерству обучали «звезды». Они практически ничего не теряли при переходе с завода в профучилище.

Сталевары еще не забыли имя известного металлурга, тоже Героя Социалистического Труда Ивана Панфиловского. Он также работал в профучилище. Это были люди, про которых говорят, что они профессию за бороду держали.

Таких наставников нынче не осталось. Не идут в профучилище мастера высокого класса. Оно и понятно. Если на производстве у рабочего средняя зарплата пять тысяч рублей, то у мастера в профучилище она всего лишь две тысячи рублей. Поэтому и не идут. Мастеров заменили «пастухи», которыми называют сегодня социальных педагогов. Забота педагогов – ребят на практику увести, организовать питание, наладить воспитательную работу и т.п. «Пастух» профессии не научит. Не заменит Верещагина и Панфиловского. И это одна из причин, почему так низок интерес к рабочей профессии.

Называя другие, можно говорить о безнадежно устаревших станочных учебных цехах. Станки сохранились еще с периода советской эпохи, когда между предприятиями и училищами существовали прочные шефские связи. Им сегодня по 20-30-40 лет. Работать на колымагах ребятам неинтересно.

Далека от совершенства и система аттестации, при которой оценивают молодого рабочего практически те же люди, которые его и готовят. Поэтому документ о присвоенном разряде еще не говорит о том, что выпускник может по нему работать. Как правило, при устройстве на завод выпускнику разряд понижают. И в очень редких случаях повышают. О чем это говорит? О том, что ребят оценивают усредненно. И это тоже не прибавляет интереса при обучении. В качестве эксперта по качеству подготовки выпускника Институт развития профобразования готов привлечь специалистов из Торговой палаты. Это одна из намеченных перемен в ближайшее время.

«Фабрика звезд»

Превратят ли профучилища в «фабрику звезд»? Поверить в такое трудно. Но перемены их ждут большие. Во-первых, профучилища перевели с федерального финансирования на региональное. Областному бюджету будет нелегко обеспечить существование всем 96 учреждениям. Вряд ли власти позволят учащимся получать бесплатно профессию про запас и не работать в интересах региона. Вопрос может стать так: либо отработай то, что на тебя затратили при обучении, либо верни деньгами.

Во-вторых, предприятия «дозрели» для того, чтобы вкладывать средства в подготовку рабочих кадров. Вкладывать, но не выбрасывать на ветер. Уже сегодня Магнитогорский металлургический комбинат платит по 16 тысяч рублей за каждого токаря, подготовленного профучилищем, но только в том случае, если он закрепится на производстве.

Разработали программу по закреплению молодых рабочих и на «УРАЛТРАКЕ». Стоимость ее четыре миллиона двести тысяч рублей. Здесь и льготы по жилью, и денежные доплаты, и другие социальные гарантии. Правда, требования к выпускнику у предприятия и училища пока существенно отличаются. Для этого есть объективные причины. Предприятию под заказ порой требуются квалифицированные специалисты, а профучилище быстро их подготовить не может. Три года нужно ему для того, чтобы из мальчишки сделать профессионала. Выручают в этом случае краткосрочные курсы для взрослых, имеющих опыт в смежной профессии.

Так что профучилищам есть над чем потрудиться, чтобы улучшить качество подготовки. Более серьезно заниматься со школами, предоставляя свою базу для предпрофильной подготовки. Внести изменения в свой учебный процесс.

Остаются родители, которых надо убедить, что у детей на заводе есть будущее и перспективы для роста. Слова здесь бессильны. Будет на предприятии у рабочих достойная зарплата, и плохое забудется само собой. Родители сами приведут своих детей на завод, где трудились когда-то. Злая память недолгая.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте