В начале февраля комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования и науки провела круглый стол, на котором были представлены результаты опроса россиян на тему «Статус учителя в современном обществе». Опрос проводился методом онлайн-анкетирования на сайте Общественной палаты РФ www.oprf.ru с 14 по 25 января, в нем приняли участие 1667 человек. Участниками опроса оказались в большинстве своем женщины (87%). Более половины респондентов относятся к возрастным группам 36‑45 и 46‑55 лет. Если анализировать место проживания опрошенных, окажется, что тут нет перекосов – половина из сел и малых городов, половина из мегаполисов. По условиям исследования, оценивающие статус учителя не должны были называть свои профессии, так что мы не знаем, сколько среди них было педагогов, но вполне возможно, что много, потому что результаты показали тревожную для многих представителей педагогической практики картину, какую они сами давно рисуют, выступая в СМИ и социальных сетях. С другой стороны, возможно, что среди заполнявших анкету много родителей, которых статус учителей волнует не меньше, они напрямую заинтересованы в его повышении.
Об итогах чуть ниже, а пока заметим, что для их обсуждения инициаторы опроса собрали учителей и директоров средних школ, победителей профессиональных педагогических конкурсов, педагогов из системы СПО, педагогических вузов, ученых, родительскую общественность, представителей Общероссийского Профсоюза образования. Сверхзадачей дискуссии было предложить варианты решения проблем, дать рекомендации ведомствам, которые непосредственно определяют образовательную стратегию и тактику. Пока такие рекомендации появятся, скорее всего, в самом общем виде. Потому что разговор о статусе учителя в Общественной палате РФ только начался – с обобщенной картины проблем и вариантов их решения.Учителя – троечники?Основные итоги общественного опроса представила член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Ирина Бурмыкина.Ирина Викторовна пояснила, что главной темой исследования стала проблема «Почему происходит изменение статуса учителя?». «Мы становимся свидетелями того, что социум в целом готов сделать учителя ответственным за многое, что происходит в обществе. И если эти ожидания не совпадают с действительностью, реакция оказывается мгновенной, тиражируется средствами массовой информации. Проблематика изменения статуса учителя важна и для органов власти, и для общественности, и для учителей, поскольку надо понимать, что является причиной, что может стать следствием, какие действия необходимо предпринять для того, чтобы учитель как субъект формирования гражданской идентичности все-таки оставался на достаточно высоком уровне общественного признания».Организаторы опроса пытались выяснить в том числе, как общественность оценивает сформированность профессиональных компетенций учителя. Список этих компетенций был взят из профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования. Наиболее важной компетенцией опрошенные посчитали «знания в области преподаваемого предмета, ориентацию в современных исследованиях по предмету, владение методиками преподавания предмета». Она значима для участников исследования всех возрастов. Именно эта компетенция, по мнению респондентов, лучше всего сформирована у педагогов. Оценка – 4 балла по пятибалльной шкале. Остальные компетенции получили оценки от 3,11 баллов и выше. Ниже всего опрошенные оценили умение учителей проектировать здоровьесберегающую образовательную среду.Что касается главного вопроса анкеты – оценки престижа профессии учителя, участники исследования были строги. 71% опрошенных оценили статус учителя как низкий, 26% – как средний и только 3% – как высокий. Причем средним престиж профессии называют молодые люди от 17 до 25 лет, а участники опроса постарше, от 26 и выше, скорее считают, что престиж профессии низкий. «Это тоже предмет для размышлений – с чем связана такая ситуация?» – отметила Ирина Бурмыкина.Еще один вопрос: «Меняется ли престиж профессии учителя в последнее время?» 80% опрошенных считают, что он в последнее время снижается, причем респонденты, которые так считают, проживают в селах, деревнях и небольших населенных пунктах. Лишь 5% указали, что престиж растет…Трудная тема – негативное профессиональное поведение учителя. 25% опрошенных никогда с ним не сталкивались. Более половины (66%) иногда сталкиваются, 9% сталкиваются часто. Случаи негативного профессионального поведения учителя характерны скорее для больших городов с населением свыше одного миллиона человек.Следующий логичный вопрос: «В чем причины таких случаев?» Главной причиной респонденты считают чрезмерную педагогическую нагрузку, на втором месте большое количество бумажной отчетности, далее следует профессиональное выгорание, снижение престижа профессии учителя. Реже опрошенные называли в качестве причины несоответствие профессиональной подготовки требованиям времени и отсутствие перспектив карьерного роста. Любопытный факт – зарплата оказалась на последнем месте в списке причин, о ней сказали всего 42 человека.Среди объективных причин негативного профессионального поведения учителей – рост числа детей с особенностями развития, рост требований к учителю и школе, правовая незащищенность учителя, качество и обеспеченность педагогического образования, статус учителя как работника сферы услуг.Важный вопрос: «Что должно делать государство для того, чтобы учитель отлично выполнял свои профессиональные функции?» Самый популярный ответ – «Повысить заработную плату», на втором месте – «Уменьшить количество бумажной отчетности», на третьем – «Повысить престиж профессии учителя». Другие государственные меры, которые предложили респонденты, – обеспечить профилактику профессионального выгорания, совершенствовать профессиональную подготовку в вузах, стимулировать профессиональную переподготовку, обеспечить перспективу карьерного роста и вернуть средний балл школьного аттестата в сумму баллов, учитываемых при поступлении в вуз.Педагоги и родители – точки соприкосновения и расхожденияАнализируя итоги опроса, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова размышляла: «Традиционно учителя в российском обществе и образование в системе ценностей занимают одно из ведущих мест. Исторически сложилось, что учитель в России – больше чем учитель. Это тот, на кого равняются, тот, кто имеет особенные права. Некоторые изменения восприятия фигуры учителя в нашем социокультурном пространстве связаны с причинами, о которых мы не очень часто говорим. Если до эпохи активного внедрения Интернета и цифровизации учителя оставались единственными носителями всего – системы ценностей, знаний и так далее, то сегодня педагог находится в ситуации острой конкуренции с другими носителями информации и с другими технологиями, которые обеспечивают доставку информации, знаний и в общем-то участвуют в конкуренции за формирование сознания нашей нации и нашего нового поколения.И еще одна причина некоторого ослабления статуса учителя: на сегодняшний день ни родитель, ни учитель не обладает достоверными сведениями о том, с кем мы имеем дело. Учитель сегодня во многом работает вслепую. Да и родитель действует во многом вслепую. Современное поколение настолько серьезно отличается от предыдущего, что родители и учителя не всегда могут поспеть за этими изменениями». Это цивилизационный процесс, уверена Людмила Дудова. И само исследование, инициированное Общественной палатой, – одно из немногих, когда статус учителя рассматривают с точки зрения цивилизационных сдвигов.Несмотря на тенденцию к снижению престижа профессии, Людмила Васильевна считает, что «учитель в глазах родителей остается тем, кто несет знания, формирует знаниевую основу. Это вотум доверия общества». Причем «родители доверяют нам своих детей не только для того, чтобы мы их учили. Родители и более старшее поколение рассчитывают, что школа несет ответственность и за формирование личности будущего гражданина. Исследования показывают, что родители в целом высоко оценивают ту деятельность, которую ведет сегодня школа по нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию. Но насколько готов к миссии воспитателя учитель? Насколько он владеет навыками ведения воспитания в новых социально-культурных условиях? Эти вопросы нужно обсуждать, искать решения».Тема взаимодействия и взаимной оценки учителей и родителей нашла продолжение в выступлении заместителя директора Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Елены Полушкиной. Она проанализировала результаты опроса, который РАНХиГС проводит уже шесть лет. На сегодня им охвачены 24 тысячи человек в семи регионах. В рамках этого исследования оценку основным участникам и процессам в образовательной сфере дают учителя и родители. Оценивая изменения, которые произошли в последние годы в образовании школьников, практически половина опрошенных педагогов (56,7%) отметила, что произошло снижение мотивации школьников к получению знаний. 73,1% учителей считают, что снизилось качество воспитания в семье. Елена Анатольевна Полушкина комментирует эти цифры: «Учителя считают, что родители не занимаются своими детьми, то есть в послешкольное время не делают с ними уроки. Не будут родители делать уроки со своими детьми. Если родители работают, после 7 часов вечера заниматься с ребенком уроками они не в состоянии».Отвечая на вопрос «Зависит ли, на ваш взгляд, от профессионализма учителей то, что часть учащихся не осваивает школьную программу в полном объеме?», большинство педагогов признали, что «зависит в сильной степени», однако ответ «не зависит» дали от 11,4 до 15,4% педагогов, причем процент этот растет вместе с возрастом (и опытом) учителей.Что говорят учителя о причинах низкой успеваемости учащихся? Почти 70% учителей называют плохое здоровье ребенка. 72,8% считают, что причина – «воспитание в неблагополучной семье». А на первом месте (86,7%) – «невнимание родителей». Учителя действительно ждут от родителей партнерства в деле образования школьников.А вот какие причины, по мнению родителей, мешают их детям лучше учиться. «Отсутствие способностей к отдельным предметам» – 33,8%, «Школьная программа, которая нуждается в улучшении» – 32,2%, «Отсутствие мотивации, интереса к учебе» – 26,5%. Чтобы получить хорошее образование, уверено большинство опрошенных родителей, нужно в первую очередь заниматься самостоятельно. На втором месте – фактор хорошей школы, на третьем – посещение дополнительных занятий.И еще одна интересная деталь из опроса РАНХиГС. Оценивая специальности, которые будут востребованы и хорошо оплачиваемы, когда их ребенок начнет работать, родители назвали в числе приоритетных сферу информационных технологий, армию, полицию, силовые структуры, медицину, инженерные специальности. Педагогика в конце списка…Что же делать?Решить все поднятые проблемы на одном круглом столе, конечно, было невозможно. Хотя в копилку опыта в этот вечер вошли многие важные идеи, касающиеся подготовки учителей, повышения квалификации и профессионального статуса педагогов.Свое мнение смогли высказать не только собравшиеся за круглым столом в Общественной палате, с помощью видеосвязи к разговору подключились педагоги из Волгограда, Казани, города Глазова Удмуртской Республики. Емкими и содержательными, например, были выступления педагогов из Казани. Они гордятся тем, что в Республике Татарстан существует грантовая поддержка различных категорий учителей. Есть грант «Наш лучший учитель» для молодых учителей, «Наш лучший учитель» для мастеров, наставников и других педагогов. Появился новый грант для учителей, которые готовят победителей всероссийских и международных олимпиад. Победитель конкурса «Учитель года России»-2017 Алмаз Хамидуллин считает, что статус учителя повышает участие в движении «Учитель года». Из школы же педагог не уйдет, если у него будет возможность горизонтального роста, ему будет интересно работать.Для участия в дискуссии были приглашены победители Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» Екатерина Смалева (Рязань), Анастасия Шлемко (Московская область). Правда, педагоги-дошкольники пока не успели высказать свое мнение.В своем выступлении эксперт аппарата Общероссийского Профсоюза образования Раис Загидуллин отметил, что сегодня об образовании говорят рыночным языком, потерян «культурологический дискурс в системе образования». «Если мы сумеем выйти на ценностные, нравственные запросы о смысле образования, тогда можно будет многое изменить – и систему оценки, и систему приема в педагогические вузы, и систему инструментов. Без этого мы не сможем переломить мнение родителей о школе, не сумеем донести мнение, что система-то образования хорошая. Мы, Профсоюз образования, поможем в этих вопросах».Представитель Министерства просвещения РФ, директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Мария Хлопотных также обещала поддержку учителям: «Вопрос заботы об учителе для нас является важным, существенным. Министерство готово к диалогу. Думаю, те шаги, которые министерство уже проделало, говорят о том, что мы настроены на диалог».Один из шагов, о которых говорила Мария Борисовна, Минпросвещения России делает вместе с Общероссийским Профсоюзом образования. Сегодня на общественное обсуждение вынесены изменения в 273‑й федеральный закон о снижении нагрузки на учителя в части документооборота. «Учитель должен выполнять свойственную ему функцию – учить детей, а не перегружаться избыточной информацией, связанной с оформлением документации. У учителя должно быть не более четырех документов – план, программа, электронный журнал и электронный дневник. Все. Если администрация школы привлекает учителей к дополнительной работе, это должно оплачиваться», – подчеркнула Мария Хлопотных.Разговор за круглым столом затянулся на три часа, мог продолжаться бесконечно… Тема не просто актуальная – горячая и острая. Мы будем следить за ходом ее обсуждения и особенно за рекомендациями и реакцией на них государственных структур. Продолжение следует!
Комментарии