search
main
0

Непрерывность, гибкость, вариативность, адаптивность… Все работает на развитие личности

Государственные требования к организации, формам, содержанию системы повышения квалификации, определяющим готовность преподавателя к выполнению современных профессиональных функций, меняются. Подготовка специалистов стала одной из приоритетных задач модернизации педагогического образования в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Речь зашла о том, что программы должны строиться по модульному принципу, гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, в свою очередь обусловленных образовательными потребностями учащихся. Таким образом, подчеркивает заместитель министра образования правительства Московской области Любовь СУЗДАЛЬЦЕВА, ключевыми факторами современной системы повышения квалификации педагогов служат непрерывность, гибкость, вариативность, учет профессиональных потребностей, модульность содержания программ повышения квалификации и, конечно, адаптивность.

– Л​юбовь Николаевна, на основе анализа существующих концепций повышения квалификации с учетом особенностей современного этапа развития педагогической науки и практики установили, что современная система должна быть адаптивной и учитывать профессиональные потребности всех категорий педагогов, а также конкретные условия функционирования каждого образовательного учреждения. Как это происходит на деле? – Адаптивность обучения предполагает приспособление всех элементов педагогической системы (целей, задач, содержания, форм организации обучения, методов, способов, средств и технологий обучения, форм организации практической и самостоятельной деятельности слушателей, планирования и диагностики достижения результатов обучения, роли преподавателя) к современным требованиям, предъявляемым государством, педагогическим сообществом и лично педагогом к последипломному образованию, в частности к системе повышения квалификации. Адаптивная система повышения квалификации должна строиться с учетом общедидактических принципов (научности, индивидуализации учебной деятельности, сознательности и активности, системности, последовательности) и системы специфических принципов, которые коррелируют с общедидактическими.- Вы говорите, что учитываете общедидактические принципы. Какие именно?- Безусловно, принцип динамичности, который предполагает свободное изменение содержания адаптивных программ курсов на основе государственного заказа и профессиональных потребностей слушателей (содержание программ можно в любое время изменять и дополнять). Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания и осознания участниками курсовой подготовки ее близких, средних и отдаленных перспектив. Этот принцип лежит в основе построения индивидуальной образовательной траектории педагога. Принцип разносторонности методического консультирования требует высокого профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности педагога. Принцип паритетности требует субъект-субъектного взаимодействия профессорско-преподавательского состава и участников подготовки. Необходимо отметить, что центральное место в адаптивной системе обучения занимает слушатель, его деятельность. Адаптация процесса обучения базируется на таких фундаментальных качествах слушателя, как индивидуальность, личность, рефлексия.- Значит ли это, что необходимо выстроить индивидуальную образовательную траекторию слушателя курса повышения квалификации?- Да и не только. В первую очередь это отбор содержания курсовой системы. Решение этой задачи с учетом требований государственной образовательной политики в области повышения квалификации возможно через сочетание инвариантной и вариативной частей системы курсовой подготовки слушателей. При этом во главу угла должны быть поставлены гибкость и модульность построения такой системы. Каждый модуль также может быть представлен в виде набора разделов (блоков), причем такой набор должен быть избыточным, чтобы для каждой отдельной категории слушателей (или отдельного слушателя) можно было составить модуль из различного набора разделов (блоков). Разделы в наборе могут различаться как по содержанию, так и по времени, отводимому на его освоение. Так, например, в Педагогической академии последипломного образования реализуется академический инвариантный модуль, который включает в себя разделы по вопросам государственной образовательной политики; по психолого-педагогическим основам образовательной деятельности; по основам профессиональной компетентности педагога. При этом для руководителей образовательных учреждений (их заместителей, кадрового резерва) основным разделом является первый раздел, для педагогов-психологов (социальных педагогов, воспитателей) – второй раздел, для учителей и преподавателей – третий. Что касается кафедрального инвариантного модуля, который включает в себя компоненты о новом содержании предметного образования, о современных технологиях и методиках преподавания предмета, об информационных технологиях в преподавании предмета, об основах безопасности образовательного процесса по предмету, то совершенно очевидно, что содержание и акценты при обучении в рамках данного модуля специалистов, имеющих небольшой стаж работы, и высококвалифицированных работников образовательных учреждений будут различными. Таким образом, по одним и тем же инвариантным модулям возможно (и даже необходимо) выстроить совершенно разные программы обучения, точно отражающие требования различных заинтересованных сторон (государства, региона, работодателя, самого работника). – На что, собственно, ориентированы вариативные модули? – Вариативные модули обучения ориентированы в первую очередь на инновационность и актуальность их содержания и предлагаемых технологий обучения, нацеленных на максимально полное удовлетворение профессиональных запросов специалистов образовательных учреждений региона. При формировании содержания программ повышения квалификации по подготовке слушателей к освоению новых видов профессиональной деятельности необходимо правильно определять спектр целевых групп, на которые должны быть направлены такие программы. Целевые группы (кластеры) могут задаваться различными параметрами. Например, задав в качестве основного параметра стаж работы, мы получим следующие кластеры: «молодые учителя»; «учителя, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет»; «учителя, имеющие стаж работы более 10 лет». Если основным параметром выступает уровень квалификации работника, то кластеры могут выглядеть так: «не имеющие квалификационной категории»; «имеющие 1-ю квалификационную категорию»; «имеющие высшую квалификационную категорию».По расположению в регионе это будут руководители либо педагоги сельских малочисленных школ; руководители либо педагоги городских школ.По особенностям основной образовательной программы – учителя-инноваторы; учителя профильного обучения; педагоги, работающие в системах развивающего обучения; учителя, приступающие к апробации федерального государственного образовательного стандарта. Для каждого кластера целесообразно разрабатывать индивидуальные модули с учетом их профессиональных потребностей, которые могут быть отражены в формируемых на основе постоянного изучения таковых базах данных (например, персонифицированная база данных работников образования Московской области). – Как же оценивать человека, обучающегося по индивидуальному плану?- Модульная система обучения, в основе которой иное, чем сегодня, построение содержания образования, требует изменения организации усвоения, форм контроля и оценки учебных достижений слушателей. Важнейшим инструментом решения этой задачи может стать кредитно-модульная система построения индивидуальной образовательной траектории слушателей в системе повышения квалификации. Слушатели получают возможность ступенчатого освоения программ дополнительного профессионального образования, в том числе за счет расширения временного промежутка освоения программ, получения возможности освоения программ в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В сетевом взаимодействии участвуют учреждения высшего и среднего профессионального образования Московской области, а также учреждения дополнительного профессионального образования – Педагогическая академия последипломного образования (головное учреждение сетевого взаимодействия) и муниципальные учреждения повышения квалификации. Слушатель имеет право на выбор учреждения образования для освоения не только программ вариативных учебных модулей, но и программ академического и кафедрального инварианта. Это в свою очередь повышает мобильность системы дополнительного профессионального педагогического образования. Важно отметить, что использование кредитно-модульной системы для организации усвоения образовательных программ повышения квалификации подразумевает модульную структуру образовательной программы, использование зачетных единиц (кредитов) для оценки трудоемкости, использование балльно-рейтинговых систем оценки знаний в процессе сертификации по результатам усвоения образовательной программы, участие слушателя в формировании индивидуального учебного плана (например, через заполнение персонифицированной базы данных работников образования), увеличение доли самообучения в образовательном процессе, увеличение гибкости образовательных программ. – Внедрение системы модульного обучения требует достаточно значительных изменений в содержании обучения, структуре и организации образовательного процесса, подходах к оценке качества подготовки слушателей. Наверное, изменится и учебный материал? – Структуру и форму представления учебного материала, конечно же, придется изменить – это придаст образовательному процессу большую гибкость и адаптивность. И будет внимательный подбор формы обучения, наиболее эффективной для данной категории слушателей с учетом предлагаемого содержания учебной программы. Очевидно, что умелое сочетание очной, очно-заочной и заочной форм обучения с обязательной дистанционной поддержкой образовательного процесса может дать весьма ощутимый результат. При этом, какая бы форма обучения в рамках того или иного модуля ни была выбрана, встает вопрос о правильном сочетании лекционных и практических занятий с самостоятельной работой слушателей над программным материалом. Именно практические занятия, а особенно самостоятельная работа с возможностью распределенного (дистанционного) сопровождения, наиболее ярко высвечивают индивидуальную направленность обучения. Индивидуализация процесса обучения невозможна без обязательного наличия вариативных (в том числе разнообразных практико-значимых) и многоуровневых заданий, подобранных по определенному принципу в «кейсы». Выбор этих заданий зависит не только от решения преподавателя, но и от решения слушателей, у которых всегда есть возможность выбора и перехода к более интересному (значимому), с точки зрения слушателя, или сложному заданию. Выбор этот возможен только тогда, когда слушатель в полной мере осознает, на каком этапе своей индивидуальной траектории обучения он находится. К этому состоянию его должен привести преподаватель как можно раньше. От этого зависит весь процесс не только обучения, но и всего развития личности слушателя, которая берет на себя ответственность прийти к конкретному запланированному результату за определенный промежуток времени. – Такая связь может основываться на рефлексии… – Разумеется. Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «преподаватель – слушатель». Обучение на основе рефлексируемого опыта эффективно уже потому, что рефлексия сама по себе всегда порождение нового знания в сознании индивида. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс глазами слушателей, учесть их индивидуальные особенности, дать самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов. Рефлексия в адаптивной системе обучения помогает слушателю понять, каких высот он добился в освоении индивидуальной образовательной траектории, и помогает преподавателю более планомерно строить процесс обучения. Поэтому принцип постоянного проведения рефлексии – эффективный путь к достижению запланированных результатов в адаптивной системе обучения. Сегодняшняя система повышения квалификации педагогических кадров по многим параметрам уже не соответствует требованиям современной школы, обязывающей педагогов быть профессионалами в психолого-педагогической и предметной областях знаний, руководителей – грамотными и эффективными управленцами, а тех и других вместе – адекватными запросам государства и общества в области образования, а также потребностям конкретных образовательных учреждений. Все более четко ощущаемый разрыв между традиционными концепциями повышения квалификации педагогов и динамикой развития образовательных учреждений заставляет пересматривать модель в сторону наиболее эффективного использования творческих возможностей каждого педагога, усиления его личностного участия в исполнении образовательного процесса. А мы хотим, чтобы качественное повышение квалификации педагогов позволило эффективно внедрять в практику конкретных образовательных учреждений современные педагогические технологии, ориентированные на получение новых образовательных результатов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте