search
main
0

Непрерванный полет. В региональных центрах у каждого талантливого ребенка есть возможность заниматься любимой наукой

​В Ленинградской области работает областной центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект». Ежегодно здесь по различным программам занимаются порядка 400 одаренных школьников из всех муниципальных районов области. Большинство из этих ребят настоящие «звездочки» – победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также призеры и участники многочисленных конкурсов.

«Интеллект» является ресурсным центром по развитию научно-технического творчества и региональным координационным центром Джуниорскилс, а с 2017 года на базе «Интеллекта» создан региональный центр выявления и сопровождения одаренных детей по модели образовательного центра «Сириус». О том, как строится работа центра и как эффективно используется интересный опыт федерального центра, рассказывает директор центра «Интеллект» победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2014 Денис Рочев:- Напомню, что по указу Президента России Владимира Владимировича Путина в каждом регионе должен быть создан региональный центр по работе с одаренными детьми. Главное его назначение состоит в индивидуальном сопровождении всех детей и молодежи, чьи достижения попали в региональный и федеральный реестры одаренных детей, а также в создании условий для существенного расширения реестра достижений одаренных детей и молодежи России за счет новых конкурсно-образовательных мероприятий и значимых достижений детей региона. Любой региональный центр должен взаимодействовать с «Сириусом».Это делается для того, чтобы сохранить преемственность образовательных программ и наладить систему сопровождения выпускников «Сириуса» на региональном уровне.В Ленинградской области таким региональным центром является «Интеллект». Его работа, по сути, строится по образу и подобию работы «Сириуса», однако мы сохраняем ряд региональных особенностей. Например, в сочинском центре смена длится 24 дня, у нас смена тоже составляет 24 дня, но идет не целиком, а разбита на 4 недели в течение года. То есть, поступая на ту или иную программу, ребенок появляется в «Интеллекте» 4 раза в году.В чем удобство такого подхода? Прежде всего отрыв от школы и дома для ребенка минимальный. Кроме того, нам кажется более эффективным в плане обучения, когда ребенок приезжает, погружается в занятия на неделю, а затем, уезжая, еще проходит курс дистанционного обучения. Он как бы не расстается с той атмосферой и темпом, который был задан ему в «Интеллекте».В то же время есть то, что мы позаимствовали у «Сириуса» и теперь успешно применяем. Данное новшество заключается в том, что сейчас мы приглашаем ребят не только по итогам олимпиад, но и по результатам рассмотрения мотивационного письма.Ведь одаренность – это «качественно своеобразное сочетание способностей у какого-либо человека», обеспечивающее успешность в какой-либо научной области и высокую мотивацию. Если ребенок имеет высокую мотивацию заниматься предметом и, естественно, есть желание погружаться в него с интересом, это уже можно считать одаренностью. При этом ребенок может не быть участником и победителем олимпиады или конкурса. У такого школьника тоже должен быть шанс попасть в программы, которые помогут глубже рассмотреть интересующую его тему. Конечно, к мотивационному письму все равно прилагается портфолио, и, как правило, у таких ребят обязательно есть какие-то достижения, но если даже у ребенка нет портфолио, то он может приложить рекомендательное письмо от учителя.- Какова структура образовательной программы, которую «Интеллект» предлагает детям?- Структура программы по модели «Сириуса» состоит из 240 часов, где 96 часов отведено для профильной программы, 48 часов – для дополнительной общеобразовательной программы, 48 часов – для дополнительной воспитывающей и развивающей деятельности, 24 часа – для программы командообразования и 24 часа – для программы физического развития и здоровьесбережения. Все профильные и дополнительные общеобразовательные программы разрабатываются лучшими экспертами в области науки и техники. При этом дополнительные общеобразовательные программы реализуются во внеучебное время. В них есть досуговая составляющая, но и она опосредованно может касаться предмета, например, у нас есть курс лекций, подготовленный специалистами Русского музея: «Математика в искусстве», «Физика в искусстве» и т. д.Также у нас появилась новая программа «Литературное творчество». В рамках этой программы очень много практической работы, когда ребята исследуют текст, работают со словом. Эта программа позволяет иначе взглянуть на филологию как науку и на текст как таковой.Помимо этого на площадке «Интеллекта» на базе нанолаборатории создается Естественно-научная школа. В ее рамках будут проводиться профильные смены. Также мы работаем с научно-технологическими проектами и уже провели муниципальный этап конкурса проектов. По итогам регионального этапа победители поедут на научно-проектную смену в «Сириус».Кроме всего прочего, наш центр является региональным координационным центром по развитию научно-технического творчества. Мы координируем работу муниципальных центров, проводим учебно-тренировочные сборы по подготовке к федеральным соревнованиям «ЮниорПроф» и другим мероприятиям.На мой взгляд, главное преимущество подобных региональных центров для одаренных детей заключается в том, что сюда ребята могут поступить на разные программы. Допустим, ребенок может заниматься и биологией, и литературой, и математикой. Важно, чтобы у него была высокая мотивация погружаться в данные предметные области. Если говорить образно, то региональные центры дают возможность талантливой молодежи не прерывать творческий полет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте