Задача повышения финансовой грамотности населения, как известно, была не только озвучена на государственном уровне, но и получила конкретное воплощение. Так, распоряжение руководителя ФНС Михаила Мишустина от 07.10.2011 №150 «О создании рабочей группы по повышению налоговой грамотности населения» и письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 №08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования» содержат конкретные указания о способах решения данной задачи.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 №08-1045 учебные предметы «Обществознание» и «Экономика (базовый уровень)» должны быть дополнены темами по изучению основ бюджетной и финансовой грамотности. Углубленные курсы по экономике предусматривается расширить за счет занятий по основам бюджетной и денежно-кредитной политики. А одна из тем непосредственно посвящена налогообложению: «Налоговая система Российской Федерации: принципы построения, основные виды налогов и методика их расчетов». Актуальность повышения финансовой грамотности населения очевидна. Специалисты отмечают низкий уровень управления личными финансами – лишь около 10 процентов россиян регулярно планируют семейный бюджет на срок от одного года и больше. Подавляющее большинство живет от зарплаты до зарплаты, не считая нужным строить далеко идущие финансовые планы. Это приводит к тому, что значительная часть населения плохо ориентируется в многочисленных финансовых инструментах. Люди неосмотрительно берут банковские кредиты, часто заключают новый кредитный договор только для того, чтобы расплатиться с первым кредитом. Нередки случаи мошенничества, когда малограмотные (в финансовом смысле) покупатели неосторожно становятся заемщиками и вынуждены выплачивать кредиты под заоблачные процентные ставки. При этом значительная часть граждан не желает задумываться о таких важных вопросах, как будущая пенсия, обеспечение образования детей, хотя грамотный финансовый план и подбор надежных финансовых инструментов зачастую могли бы обеспечить семью необходимыми средствами, финансовой защитой на случай непредвиденных обстоятельств и, возможно, избавили бы от необходимости брать кредит. Низкая финансовая грамотность населения препятствует развитию отечественного финансового рынка, обременяет систему общественных финансов избыточными социальными расходами, но, главное, значительно ухудшает благосостояние наших граждан, создавая условия для активизации финансовых мошенников (достаточно вспомнить о неожиданном возвращении различного рода финансовых пирамид). Представление о собственных налоговых обязанностях, а также о льготах и преференциях, предоставляемых налоговым законодательством, является неотъемлемой составляющей финансовой грамотности. Известно, что в развитых странах граждане узнают о национальной налоговой системе и своих обязанностях как налогоплательщиков начиная с младшего школьного возраста. Так, Внутренней службой доходов США (федеральная налоговая служба) создан специализированный сайт, на котором размещены национальные и региональные стандарты образования в части обучения налоговой грамотности, а также содержатся необходимые учебные материалы, методические рекомендации, интерактивные модули для учителей и учеников. Налоговая грамотность – необходимая компетенция современного человека, обеспечивающая эффективное использование финансовых ресурсов и позволяющая предотвратить реализацию рисков потери дохода, репутации, свободы налогоплательщика. Чрезвычайно важен социальный эффект повышения налоговой грамотности – формирование осознанного отношения человека к своей роли налогоплательщика. Социологические и поведенческие исследования проблемы уклонения от уплаты налогов показывают, что риски недобросовестного поведения налогоплательщиков заметно снижаются, когда люди осознают свой вклад в пополнение налоговых доходов, когда в обществе открыто осуждается уклонение от уплаты налогов, когда налогоплательщики связывают получение общественных благ с уплатой ими налогов. Московский центр технологической модернизации образования (ТемоЦентр) и Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет) разработали и апробировали в московских школах учебную программу и методическое обеспечение курса «Налоговая грамотность» для обучающихся 9-11-х классов. Программа курса направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, предъявляемых ФГОС СОО к портрету выпускника школы. Программа предусматривает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; создает условия для активной учебно-познавательной деятельности обучающихся; учитывает индивидуальные психофизические особенности обучающихся, что отражает элементы системно-деятельностного подхода к образованию. Учебная программа курса «Налоговая грамотность» направлена на повышение финансовой грамотности обучающихся в сфере налогообложения и нацелена на воспитание социально ответственного налогоплательщика. Задачами данного курса являются:- формирование представлений о роли налоговых доходов для формирования бюджетов всех уровней власти и как следствие о наличии индивидуальной ответственности каждого налогоплательщика за бюджетную обеспеченность субъектов Российской Федерации;- освоение базовых понятий и элементов налогообложения физических лиц и индивидуальных предпринимателей;- выработка практических навыков формирования налоговой базы, расчета налоговых обязательств, заполнения налоговых деклараций;- формирование представления о механизме взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, основных тенденциях налоговой политики Российской Федерации;- овладение базовыми представлениями о вопросах международного налогообложения и взаимодействия государств по вопросам налогообложения и налогового контроля. Содержание учебной программы курса «Налоговая грамотность» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: понятие и структуру налоговой системы Российской Федерации, базовые понятия налогообложения, элементы основных налогов, уплачиваемых физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, основы налогового планирования и налогового контроля, основы международного налогообложения и взаимодействия налоговых юрисдикций. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Программа учитывает, что в рамках предмета «Обществознание» изучаются основы налогообложения и налоговой политики, а также элементы налогового права. Успешное освоение содержания курса «Налоговая грамотность» требует межпредметного взаимодействия с этими курсами. Помимо знаний содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям в системе отношений по поводу расчета и уплаты налогов и сборов; система общегражданских ценностей. Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения налоговой системы Российской Федерации и получения навыков практического использования знаний о базовых понятиях налогообложения. Наряду с этим вводится ряд проблем, с которыми неизбежно сталкивается современный человек в своей экономической деятельности; изучаются вопросы, являющиеся основой как для осознанной и социально ответственной жизнедеятельности в рамках современного российского общества, так и необходимые для будущей профессиональной подготовки в области социально-экономических дисциплин. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, географии, математики.Изучение курса «Налоговая грамотность» в 9-м классе и в старшей школе направлено на достижение следующих целей: – развитие личности в период ранней юности, становление финансовой культуры, социально ответственного отношения к роли налогоплательщика;- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации; – освоение системы практико-ориентированных знаний, необходимых для эффективного взаимодействия с экономическими субъектами и, в частности, налоговыми органами, а также для успешного получения последующего профессионального образования и самообразования; – овладение умениями получения и корректной интерпретации правовой информации в сфере налогообложения, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социально-экономических ролях; – формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области налоговых правоотношений; в сферах гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.Важно подчеркнуть, что данный курс может и должен задействовать не только тех учеников, которые выбрали социально-экономический профиль обучения, но и всех остальных школьников 9-11-х классов, поскольку является основой формирования отдельных личностных и метапредметных результатов. К личностным результатам согласно п. 7 ФГОС СОО можно отнести:- ответственное отношение к роли налогоплательщика, осознание социальной значимости добросовестного исполнения обязанностей по своевременной уплате налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации;- способность к самообразованию в области налогообложения и налогового планирования.Метапредметные результаты, формирующиеся в процессе прохождения курса, включают в себя (п. 8 ФГОС СОО):- способность к самостоятельному поиску и анализу правовой информации в сфере налогообложения;- умение планировать возникновение налоговых обязательств в зависимости от вида и особенностей своей деятельности;- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в целях расчета налоговых обязательств и уплаты налогов и сборов;- умение определять назначение и функции различных органов системы налогового администрирования.Перечисленные результаты важны и для качественной жизни каждого человека (вне зависимости от его дальнейшего профессионального выбора), и для благополучия общества в целом, поскольку создают базу для воспитания добросовестных налогоплательщиков. Данная программа апробировалась в конце 2015 года в нескольких школах Москвы. В ходе апробации прошли обучение 503 обучающихся 9-11-х классов пяти образовательных комплексов (школа №763, гимназия №1554, школа №283, школа №283 (структурное подразделение 7), школа №883). Уже первая серия занятий показала, что современные молодые люди проявляют живой интерес и к вопросам финансовой грамотности, и к сфере обложения физических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом знания как в сфере налогообложения, так и в области финансов в целом у школьников чрезвычайно скудны. Далеко не во всех школах преподается экономика, а программа предмета «Обществознание» зачастую не позволяет включить в нее практические аспекты финансовых отношений. Кроме того, сложно ожидать, что учитель обществознания в обязательном порядке имеет специализацию в сфере финансов и налогообложения. Как следствие, на школьных занятиях почти не освещаются практические вопросы, а представления школьников о современной налоговой системе ограничены лишь отдельными теоретическими конструкциями. Все это приводит к тому, что выпускники школ имеют очень смутные понятия о финансах, налогообложении, финансовом обеспечении бюджетных расходов. Относительно небольшая часть выпускников затем восполняют пробел в этих знаниях, выбирая финансово-экономические специальности. Остальная часть молодых людей, начинающих свой профессиональный путь, остаются финансово безграмотными. Учебная программа курса «Налоговая грамотность» позволяет устранить эти пробелы в знаниях и обрести базовые навыки налогового планирования. Учебные материалы для обучающихся написаны доходчиво и имеют структуру, обусловленную логикой курса.Методические рекомендации для учителя содержат более широкий круг информации по налогам и налогообложению, позволяя учителю, не имеющему соответствующей специализации, овладеть необходимыми знаниями. В рекомендациях содержатся: структура проведения каждого занятия, описание практических занятий, включая решение задач, разбор кейсов, организацию дискуссий, дебатов, деловых игр. По итогам прохождения курса московские школьники приняли участие в итоговой деловой игре, предусматривающей контроль как полученных знаний, так и сформированности отдельных личных и метапредметных результатов (в частности, способности поиска и использования информации, умения ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, планирования деятельности, умения работать в команде, умения конструктивно решать конфликты). По отзывам школьников, учителей и администрации, курс «Налоговая грамотность» позволил не только повысить интерес к этой теме, но и получить минимально необходимые для жизни знания в области налогов, выработать навыки поиска и анализа нормативной информации в области налогообложения, научиться рассчитывать сумму налога к уплате в бюджет и сумму налоговой экономии, которую получает налогоплательщик, если имеет право воспользоваться налоговыми льготами; получить навыки заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц. Мы полагаем, что обучение налоговой грамотности, начиная со школы, жизненно важно и необходимо современному гражданину. Разработанная программа в совокупности с богатым учебным и методическим материалом отвечает современным образовательным потребностям и общественному запросу, четко сформулированному в документах Министерства образования и науки, Министерства финансов и Федеральной налоговой службы РФ. Курс «Налоговая грамотность» в свободном доступе размещен на сайте ТемоЦентра в разделе «Программа повышения финансовой грамотности» по ссылке: http://temocenter.ru/finansy/programma-povysheniya-finansovoj-gramotnosti/obrazovatelnyj-kurs-nalogovaya-gramotnost-dlya-obuchayushchikhsya-starshikh-klassov.htmlИрина БУКИНА, кандидат экономических наукСтатья подготовлена в рамках сотрудничества с ТемоЦентром
Комментарии