Леонид Кацва, преподаватель истории в гимназии №1543: – Ошибок в тестах ЕГЭ очень много. Конечно, они не носят такого абсурдного характера, как те, что были положены на стол президенту, но все равно ошибок в них много. Вообще должно существовать экспертное сообщество и принимать нужные решения. Это первая проблема. Вторая проблема – абсолютно неконтролируемый выпуск пособий. Возникает ситуация, когда учитель держит в руках две книги с обложками абсолютно одинакового рисунка, правда, разного формата, зато иногда одних и тех же авторов.
Одна утверждена ФИПИ, другая не утверждена ФИПИ. Мне недавно предложили написать пособие по ЕГЭ, но я отказался, потому что вообще плохо отношусь к ЕГЭ. Если ты против ЕГЭ, то не участвуй в изготовлении этих тестов. Но дело в том, что издание пособий по подготовке к ЕГЭ с большими тремя буквами «ЕГЭ» или просто со строчкой «готовим к ЕГЭ» превратилось в дикий бизнес, во-первых, никак не регулируемый, во-вторых, приносящий бешеные прибыли. Не школа покупает пособия для ЕГЭ, школа покупает учебник. Школа, скорее всего, не купит учебники, которые не допущены министерством, или будет использовать таковые только в качестве дополнительных вещей. Но пособия для ЕГЭ покупают дети и родители, идущие в магазин. Когда в январе вдруг стало окончательно известно, что изменились специальности, родители пили валокордин и бегали по магазинам, скупая все подряд. Все, где есть слово «ЕГЭ», каким бы шрифтом оно ни было напечатано, будет немедленно куплено. У меня ученица побежала покупать и в нескольких магазинах даже ничего не нашла, потому что все уже разошлось.
Я же вообще рекомендую своим ученикам готовиться вообще не по тестам. Тесты надо решать для того, чтобы набить руку для работы в этой форме. Но, гоняясь за бесчисленным количеством этих тестов, ни к чему нельзя подготовиться. Готовиться нужно по существу дела, по существующим учебникам, пособиям для поступающих в вузы. Я тоже автор пособий для поступающих в вузы, но этот рынок тоже никак не регулируется. На нем есть книги очень добротные, а есть и никуда не годные. Есть совершенно другая, более страшная проблема, вообще-то связанная с ЕГЭ. Мы можем анализировать ошибки, те примеры, которые зачитывал президент, это примеры неправильных ответов. Вообще несложно составить тест из вопросов и правильных ответов. Но голова начинает раскалываться тогда, когда подыскиваешь ответы неправильные, поэтому и возникают все эти абсурды. Составителям, видимо, кажется, что они привели абсурдный ответ специально, чтобы дети его не выбрали. Он настолько абсурдный, что его никто, кроме совсем идиотов, не выберет. Но, оказывается, что это провокация. Чем плох ЕГЭ? Когда был устный или письменный экзамен, была некая номенклатура тем. Все знали, может быть, неточные формулировки вопросов, но была государственная программа.
В тестах ЕГЭ есть до некоторой степени небрежное отношение к историческим фактам. Там есть явные неточности, там есть явное игнорирование того, что тайная проблема в науке, а не в политике является спорной. Но здесь есть ведь и другой вопрос. Вот, например, грубейшая, на мой взгляд, ошибка, которая есть в официальных КИМах. В официальных тестах они вполне одобрены ФИПИ. Вопрос: «Что из названного получали дворяне за службу?» Варианты ответов: пожилое, вотчину, поместье, удел. Понятное дело, что авторы кимов имеют в виду поместье, но в науке давным-давно известно, что вотчину и поместье. Ребенок-троечник сразу ответит: поместье; а ребенок, который хорошо владеет материалом историческим, он встанет в тупик и будет долго думать, что тут имеется в виду, потому что нельзя выбрать правильный ответ один, когда их два. Но проблема в другом. Авторы явно сориентировались на какие-то не самые квалифицированные учебники, действующие, изданные не в последние годы, уверяю вас. Но они подумали: если мы дадим один вариант, а в этих другой вариант, то ребенок опять попадет в тупик. Значит, корректировка кимов должна требовать и корректировки учебников. Здесь это легко обойти. Уберите просто один из двух правильных вариантов, добавьте третий неправильный, и все будет нормально. Ситуаций таких много.
Вот те вопросы, которые дали президенту, это, кстати, показатель плюрализма, доведенного до абсурда. Я когда увидел сам эти вопросы, у меня было такое же возмущение. Потому что спрашивать семнадцатилетнего, проучившегося 11 лет в школе, вводились ли в 1943 году в советской армии полковые священники, это издевательство. А спрашивать, не расстреляли ли всех немецких военнопленных, это хамство и провокация.
Комментарии