Андрей ГОЛОВНИН считает, что из 50 лет его жизни 46 напрямую связаны с образованием: детский сад, школа, институт… Мама – педагог, именно она оказала влияние на выбор сына. После службы в армии Андрей окончил исторический факультет Новосибирского пединститута, работал учителем, завучем, директором школы, руководителем районного управления образования, а теперь возглавляет Управление образовательной политики в сфере общего образования, начального и среднего профессионального образования Департамента образования Новосибирской области. Мы встретились для беседы на детском празднике – Всероссийском фестивале мультипликационных фильмов «Жар-птица». Примостились в уголке фойе Дворца молодежи «Юность». Вокруг, крича и смеясь, носились дети. За ними сновали родители, пробегали взволнованные педагоги. Андрей Николаевич, с улыбкой наблюдая за происходящим, спокойно отвечал на мои вопросы.
– Чем занимается Управление образовательной политики?
– Организацией и координацией деятельности подведомственных учреждений и муниципальных органов управления образованием.
Очевидно, что муниципалитеты должны иметь четкую, выверенную логику развития образовательной системы, формализованную в программе развития образования района. В ней должны быть определены разные типы и виды образовательных учреждений с учетом различных образовательных потребностей и возможностей детей. В том случае, если эта программа принята и ответственность за ее реализацию разделена с местным сообществом, конкуренция между образовательными учреждениями должна уйти в прошлое. По-моему, конкуренция – непозволительная роскошь, свидетельствующая, по меньшей мере, об отсутствии муниципальной политики в сфере образования.
– Как обстоят дела с финансами?
– В нынешней непростой финансовой ситуации произошла дифференциация заработной платы учителей. Высококвалифицированные педагоги стали получать больше. Процесс перехода на НСОТ связан с ломкой стереотипов, преодолением рассуждений о социальной справедливости и нежелания уходить от серийной, массовой школы.
Сегодня чем больше учеников, тем больше денег получает школа, тем выше заработная плата учителей. Конечно, если взять маленькую школу, где в классах по десять учеников, и большую городскую гимназию, сравнение окажется не в пользу маленькой. Понятно, почему сейчас много недовольства в связи с НСОТ, почему при средней заработной плате по области четырнадцать тысяч рублей в месяц многие учителя жалуются на то, что у них зарплата не превышает пяти-семи тысяч. Возникает социальное напряжение.
– Как можно решить эту проблему?
– Здесь ключевой позицией является позиция директоров и управленцев – необходимо сформировать и у педагогов, и у местного сообщества понимание простой истины: цель модернизации – повышение качества образования через изменение, в частности, структуры образовательного процесса и условий образовательной деятельности. Почему так важна сегодня наполняемость классов, например? Да потому, что без полного класса, без нормальной школьной параллели из трех и более классов не организуешь профильное обучение. А профильное обучение – это успешное будущее, качественная подготовка к профессиональному образованию, к сдаче ЕГЭ наконец. Нужно объяснять это родителям и педагогам. Поэтому мы много ездим по области, встречаемся с управленцами, педагогическими коллективами, с родительскими комитетами. В результате в этом году вдвое сократилось количество жалоб и обращений по поводу реорганизации сети по сравнению с прошлым годом. В департаменте в режиме онлайн работает электронная приемная. Ежедневно поступают многочисленные запросы, просьбы о помощи, жалобы. Наши специалисты оперативно сортируют сообщения и рассылают их по соответствующим управлениям. Родители, да и учителя, не будут особенно разбираться в том, кто из нас за что отвечает. Есть электронная приемная, туда и пишут. Получив запрос, мы должны в короткий срок дать ответ либо принять меры: проверить факты, посетить учебное заведение, связаться с местными органами образования. Есть у нас и «горячая» телефонная линия.
– Андрей Николаевич, в чем вы видите свою главную задачу как руководителя управления?
– Не сопровождать, а прогнозировать развитие ситуации. Для этого нужно повышать управленческую и социальную компетентность, эффективно организовывать работу экспертных коллективов и взаимодействовать с общественными организациями, работающими в сфере образования.
Хочется, чтобы школа стала центром притяжения, чтобы ребенок с удовольствием бежал учиться, а после окончания уроков не хотел из школы уходить и имел возможность заняться любимым делом, чтобы учитель чувствовал себя комфортно и получал достойную зарплату. Школа должна быть своего рода магнитом, к которому тянутся все, кто хочет интересно жить.
Полосу подготовила Нина КОПТЮГ
Комментарии