Так уж сложилось, что главной кузницей педагогических кадров для Владивостока всегда считался Дальневосточный государственный университет.
Еще каких-то десять лет назад именно его выпускники исправно заполняли вакансии учителей русского языка и литературы, историков, математиков, химиков, преподавателей иностранного языка… Короче говоря, практически всех требуемых в школе специалистов. Однако, как показывает практика, сегодня выпускников ДВГУ в школу и калачом не заманишь…
Беседуем с троицей ребят-математиков, томящихся под дверью кафедры философии в попытке пересдать чуждый им “по определению” экзамен.
– В школу работать? Да вы что! – второкурсник Андрей Литвинов до глубины души возмущен моим нелепым предложением. – Я еще слишком хорошо помню свой класс, когда учителя от силы три человека слушают, а остальные 30 балбесов “на ушах” стоят! Это один момент. А второй: все знают, какие сейчас в школах зарплаты. Разве может мужчина сегодня себе позволить зарабатывать такие деньги? Это непозволительная роскошь, типа хобби, на которую можно решиться только в том случае, если финансово будут обеспечивать, к примеру, родители. Да и то, даже этот вариант подходит только для девчонок. Я недавно видел в газете объявление – школе N 30, это как раз та, где я учился, требуется химик. Оклад предлагали 800 рублей!.. Да лучше дворником пойти, там больше платят. Нет, я буду программистом, хочу не меньше четырехсот долларов получать. А иначе какой смысл высшее образование получать?..
– И я тоже в школу не собираюсь, – поддержала однокурсника Настя Ананьева. – У меня мама учительница, так я за свою жизнь насмотрелась, какая эта каторжная работа. В наше время математикам просто глупо идти в школу! Ведь специалисты нашего профиля, компьютерщики, сегодня везде нужны!
– Интересные вы люди! – не удержалась я. – А кто же детей учить будет? Вас-то, небось, выучили, вон какими умными стали, а другие?..
– Ну, не знаем, – видимо, немного застыдившись, пожали плечами ребята. – Если только в качестве второй работы, где-нибудь в специальной математической школе. Чтоб учить не в пустоту…
Так, с математиками все понятно, люди рациональные, что с них возьмешь! Но, может быть, у гуманитариев сохранились остатки вечного стремления русской интеллигенции “сеять разумное, доброе, вечное…”?
Беседуем с деканом исторического института ДВГУ Олегом Сидоренко.
– Мы даем прекрасное классическое образование, а уж кто куда дальше пойдет, каждый волен решать сам, – говорит Олег Владимирович. – Да, у нас есть педагогическая практика, но, честно говоря, мы не ориентируем наших студентов на работу в школе. По моему мнению, делать это было бы просто нечестно. В свое время Бисмарк говорил, что отношение к учителю – это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе, либо о его слабости. Судя по сегодняшнему отношению к российским педагогам, у нас государства нет вообще! Все видят, в каком положении находится учитель средней школы, особенно у нас, в Приморье: хронические задержки заработной платы, необеспеченность учебниками, отсутствие социальных льгот. Такое чувство, что государству школьные педагоги не нужны, а местным властям тем более… На этом фоне было бы просто нечестно призывать наших выпускников пополнять ряды приморского учительства. Хотя, должен вам сказать, среди окончивших исторический институт немало тех, кто выбрал для себя преподавательскую деятельность. Но не в школе! Наши ребята идут преимущественно в вузы. Там есть перспективы роста.
Грустно-то как! После этих двух бесед мне стало ясно, что пройдет совсем немного времени, и мужчин-преподавателей в средней школе не останется в принципе. Остается лишь сожалеть о временах обязательного послевузовского распределения, когда представителей сильного пола время от времени заносило в школу попутным ветром. Интересно, из кого же в скором будущем станут вербовать “образовательных” начальников? Очень бы не хотелось, чтобы наша средняя школа окончательно и бесповоротно превратилась в женский монастырь.
Лада ГЛЫБИНА
Владивосток
Комментарии