Как только ее не называли! И «русская Эдит Пиаф», и «Вертинский в юбке», и… Но это были не более чем красивые слова. Певица была сама собой и… неповторимой. Она размышляла, радовалась и грустила. Мягкий, домашний тембр ее голоса увлекал, завораживал.
Камертон времениПевица словно приручала песню. Исполнив мелодию однажды, она делала ее своей. Придавала свои интонации, настрой. Все потом удивлялись, неужели кто-то исполнял эту песню до Шульженко?«Песня – это искусство, – говорила Клавдия Ивановна. – А искусство обязательно должно вызывать раздумья. Хорошая песня, словно моноспектакль с большим смыслом и содержанием, с огромным накалом человеческих страстей».Ее мелодии не только услада для чуткой души и нежного сердца. Они своеобразный камертон времени. Слушаешь «Синий платочек» (об этой мелодии речь впереди), «Три вальса», «Руки», «Давай закурим», «В вагоне поезда», «Письмо» и поражаешься, как же люди были романтичны, преданы чувствам, верны!Но нельзя сказать, что Шульженко – чистое ретро. Порой она предстает вполне современной. Чтобы в этом убедиться, надо послушать ностальгическую мелодию на слова Евгения Евтушенко:А снег, а снег повалится, повалится,и я прочту в его канве,что моя молодость повадитсяопять заглядывать ко мне…И поведет, и поведет куда-то за руку,на чьи-то тени и шаги,и вовлечет в старинный заговорогней, деревьев и пурги.И мне покажется, покажется, покажетсяпо Сретенкам и Моховым,что молод не был я пока еще,а только буду молодым…Дар от природыШульженко родилась в Харькове в семье бухгалтера. Пела с детства, да так, что возле открытого настежь окна собирались люди. Клавдии аккомпанировал отец, чудесно игравший на духовых инструментах. Да и голос у него был солидный – красивый, густой баритон.Музыкального образования, то есть солидного консерваторского, она не получила. Впрочем, наставлял ее именно профессор консерватории Никита Чемезов. Он говорил: «У тебя голос поставлен от природы, нужно его только развивать и улучшать».Сейчас кажется странным, но певицей Клавдия становиться не собиралась. Другое дело – театр. Да и как не увлечься лицедейством, когда повсюду развешаны афиши диковинного в то время кинематографа со звездами немого кино Иваном Мозжухиным, Верой Холодной, Владимиром Максимовым!Набравшись духа, Шульженко отправилась на просмотр в харьковский театр. Для начала режиссер попросил ее спеть, и за рояль сел молодой аккомпаниатор Исаак Дунаевский. Да, это был будущий знаменитый композитор…Сначала она исполнила украинскую песню «Распрягайте, хлопцы, коней», затем русские мелодии «Шелковый шнурок» и «По Старой Калужской дороге». Потом настал черед этюда, в котором надо показать состояние девушки, которая ревновала своего возлюбленного к подруге.На пути к славеРежиссер остался доволен дебютанткой, и Шульженко стала артисткой. Начала играть и в музыкальных спектаклях, и в драматических. Правда, роли были невелики, а иногда и вовсе без слов. В общем, сплошное разочарование…Однако Шульженко продолжала играть в театре и петь – в перерывах спектаклей, после их окончания. И понемногу становилась известной. Но пока лишь в Харькове.В 1928 году она приехала завоевывать Ленинград. Сначала выступала с концертами в кинотеатрах, но вскоре статус повысился – ее пригласили в Ленинградский мюзик-холл. Главным дирижером в нем работал Дунаевский, а ведущим актером был Леонид Утесов. Они были молодые, но уже звезды!Однако харьковчанка с приветливым, открытым лицом отнюдь не выглядела робкой дебютанткой. Вскоре она впервые получила главную роль – в спектакле «Условно убитый». Между прочим, музыку к нему написал совсем молодой Шостакович.Это была подготовка к взлету. Слава уже ласково трепала ее белокурые волосы…В декабре 1939 года Шульженко победила в конкурсе вокалистов 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. А в начале сорокового вышла ее первая пластинка. Песни с черного диска «Записка», «Андрюша» и танго «Встречи» моментально стали шлягерами.Песни, спасавшие жизниВо время Великой Отечественной песни Шульженко вдохновляли воинов, давали им силы. Певица обрела неимоверную популярность – не счесть, сколько раз давал концерты ее ансамбль, в котором она выступала со своим мужем Владимиром Коралли близ передовой.Ее мелодии даже спасали жизни людей! После одного из концертов в Одессе Клавдия Ивановна получила корзину роскошных цветов. В ней была записка от летчика, в которой он рассказал потрясающий эпизод. Во время одного из боев его машина загорелась. Но как же этому молодому человеку хотелось жить, вернуться домой, обнять своих близких!И судьба оказалась благосклонной к нему – по рации сквозь помехи в эфире пилот услышал песню Шульженко: «Мама, как всегда мне светло с тобой. Мама, всюду вижу я образ твой…» После этих слов он почувствовал небывалый прилив сил! И сумел посадить изуродованную машину на нашей территории…Певица получила письмо от воспитательницы детского сада, которая выводила детей из окружения. Наступила ночь, и женщина мучительно пыталась понять, куда идти. И неожиданно из кромешной тьмы до нее донеслась до боли знакомая мелодия «Синий платочек». Это было спасение!Пытались использовать песни Шульженко и немцы. Когда в начале войны они агитировали наших бойцов сдаваться в плен, говорили, что многие уже перешли на их сторону. В том числе Шульженко, которая поет песни для немецких солдат. И в качестве «доказательства» включали ее записи. Но, конечно, им не верили…Сначала, приезжая на фронт, Шульженко пела в гимнастерке. Но однажды к ней подошел смущенный военный: «Извините, Клавдия Ивановна, но очень хочется видеть вас в платье. Так мы вспоминаем мирное время, наши семьи…» С тех пор певица выступала в вечерних нарядах.«Строчит пулеметчик…»Без сомнения, самой популярной песней репертуара Шульженко была «Синий платочек». Без нее не обходился ни один концерт и в военную годину, и в мирное время. Люди буквально замирали, слушая эту мелодию, на глазах многих выступали слезы…Написал «Синий платочек» композитор Ежи Петерсбурский. Между прочим, он автор знаменитого танго «Утомленное солнце». После того как в 1939 году его родину – Польшу – оккупировали немцы, музыкант оказался в Советском Союзе.Джаз-оркестр Петерсбурского выступал в разных городах СССР, в том числе в Москве. Среди прочих произведений звучал и «Синий платочек». Но тогда это была лишь нежная лирическая мелодия без слов. Текст к ней написал поэт Яков Галицкий. Сочинял он, между прочим, тут же, в концертном зале: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь ласковых, радостных встреч…»Уже через несколько дней песню исполнил солист джаз-оркестра Станислав Ландау. «Синий платочек» включали в свой репертуар Изабелла Юрьева, Вадим Козин, Лидия Русланова. Но завтра была война, и песне было суждено обрести новое звучание…На Волховском фронте Шульженко познакомилась с сотрудником фронтовой газеты «В решающий бой» лейтенантом Михаилом Максимовым. «Узнав, что я пишу стихи, – вспоминал он, – Шульженко попросила меня написать новый текст «Синего платочка». Песня популярна в народе, у нее приятная мелодия. Но сейчас нужны слова, которые бы отражали нашу великую битву с фашизмом».Есть версия, что молоденький лейтенант сам, краснея и запинаясь, предложил свой текст известной певице. Там, где есть волнующие слова: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих…» Слова понравились Шульженко, и в тот же вечер она исполнила новый вариант песни. Скоро о «Синем платочке» узнал весь Волховский фронт, а потом и вся огромная страна.«Ну здравствуй, хохлушка!»Какой певица была в жизни? Решительной, непреклонной, острой на язык. Однажды она пришла на прием к главе культурного ведомства Екатерине Фурцевой. Напрасно прождав в приемной несколько часов, не выдержала. Поднялась со стула и бросила секретарше: «Передайте Екатерине Алексеевне, что она плохо воспитана!» И ушла, гордо стуча каблуками.Этот демарш мог закончиться плохо, однако явных последствий не было. Может, Фурцева, женщина хоть и властная, но неглупая, поняла, что ошиблась? Или предпочла замять неприятный инцидент? Но есть подозрение, что Фурцева все же отомстила Шульженко.Певицу привечал сам Брежнев, хотя Клавдия Ивановна никогда не пела песен о Родине и партии. Леонид Ильич обращался к ней запросто: «Ну здравствуй, хохлушка!» Слушая «Синий платочек», утирал слезы. После одного из концертов растроганный генсек подошел к Клавдии Ивановне: «Может, у вас есть ко мне вопросы или просьбы?» Разумеется, они были. И конечно, все проблемы решились очень быстро…Увы, чиновники часто забывают о заслугах людей, порой уважаемых. А у тех, кто на самом верху, много иных забот. Хорошо, если удастся попасться на глаза сильным мира сего и они окажутся милостивы…Жгучая обидаНе всегда Шульженко ходила в фаворитках. В 50-х годах на нее обрушился вал критики, мол, ее песни чересчур грустны, а репертуар устаревший, мещанский…Певицу «укусил» злой эпиграммой журнал «Крокодил»:Вы спели хорошо про встречи,Про речи тоже и про руки.Но слушать это каждый вечерЗнакомой рифмой скажем: муки.В 1958 году Шульженко «посвятили» фельетон «Шарик в обмороке». Суть в том, что любимая собака певицы попала под машину, и она ее выхаживала. И потому отказалась от концерта. За это Шульженко жестоко высмеяли, да еще угрожали, что если она будет и впредь отказываться от выступлений по таким причинам, двери концертных залов закроются для нее навсегда…Почему так рьяно взялись за певицу? Не было ли тут «руки» Фурцевой? Впрочем, в то время резко и незаслуженно критиковали и других известных людей: футболиста Эдуарда Стрельцова, артистов Марка Бернеса, Людмилу Гурченко…Власть хотела показать, что в СССР царит всеобщее равенство и все, невзирая на звания и титулы, должны отвечать за свои прегрешения. Но часто их просто выдумывали, раздували скандалы по властному звонку сверху какого-то ретивого чиновника в газету или журнал. Мол, надо проучить звезду. Готовьте материал…После той ужасной публикации Шульженко долго болела. Но со временем жгучая обида прошла. Она снова участвовала в концертах – в самых лучших, престижных. Опять она пела «об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах», вспоминала, «как на запад мы шли по Украине»…Однажды в квартире Клавдии Ивановны раздался телефонный звонок. Это был автор злосчастного фельетона, он стал сбивчиво говорить, что очень виноват перед певицей и хочет прийти для объяснений. Журналист пришел с огромным букетом роз и прямо у дверей встал перед великой женщиной на колени.Она его простила.
Комментарии