Светлыми майскими днями мы отметили 76‑летие Победы в Великой Отечественной войне. У нас в Ессентуках была проведена Героическая поверка, в которой участвовали юнармейцы школ города. Все прошло очень ярко, торжественно и эмоционально. Представьте себе мою радость, когда во главе группы школьников третьей школы я увидел Михаила Ивинского, о котором речь пойдет в статье.
Отрадно, что недавно на мемориальной площади в парке Победы появился новый памятник, посвященный труженикам тыла. Простой, но выразительный. Жаль, что наша мама Надежда Нестеревна не дожила до этого дня. Она очень гордилась тем, что носила звание труженика тыла. Ей с нашей бабушкой Прасковьей Семеновной пришлось пережить полгода жизни в фашистской оккупации. А ее отец и наш дед Нестер Моисеевич Боронец в войну был среди тех, кто спасал колхозное имущество, перегонял стада скота на восток.
…Чуть более года назад моя сестра Наталья Андреевна, самодеятельный режиссер любительского театра, задумала осуществить поэтический проект. Назвали мы его «Непотерянное поколение». Сначала решили узнать, сколько городских старшеклассников захотят участвовать в поэтическом проекте, посвященном войне и Победе «со слезами на глазах». В 2010‑м мы успешно осуществили аналогичный проект с участниками театральной студии и выступили с ним на разных площадках города и региона. Хотелось понять, изменилось ли за десять лет отношение молодых к памяти о подвиге их предков.
Я побывал или позвонил в шесть школ, где работают мои знакомые учителя, завучи. Рассказал об идее проекта. Попросил поговорить со старшеклассниками, любящими литературу, поэзию. Понимал, конечно, что не каждый филолог готов отдать своих увлеченных поэзией ребят «на сторону». К тому же все школы готовили свои мероприятия к Дню Победы. Поэтому каждый раз в конце разговора заверял коллег: «Мы обязательно покажем готовый поэтический вечер в тех школах, из которых к нам придут ребята!» То ли это мое обещание помогло, то ли коллеги помнили выступление нашей театральной студии десятилетней давности, но сработало!
В назначенный день в зале искусств Центральной городской библиотеки собрались около тридцати ребят и несколько педагогов. Мы с сестрой сначала решили проверить, что ребята знают о войне – даты, решающие сражения, имена известных героев. Выяснилось, что самые главные даты помнят. А вот названия и значение сражений, суть подвигов героев оказались известны считаным единицам.
Мы объяснили ребятам, что прежде всего нужно постараться понять, что автор хотел выразить в стихотворении, осознать глубину эмоций автора, погрузить в эту глубину слушателя. А тот должен испытать эти эмоции, может, даже потрясение…
Потом мы с сестрой, сменяя друг друга, читали стихи. И смотрели в глаза ребят, чтобы понять – цепляет это их или не цепляет. Одни слушали внимательно, заинтересованно. Другие просто присутствовали, помня, видимо, о том, что их сюда направили из школы и надо отработать это задание завуча.
Через десять дней выяснилось, что в группе осталось менее половины – двенадцать человек. Но в этой дюжине были парни и девушки, готовые идти с нами до конца. Мы стали работать с каждым индивидуально. Кто-то вникал в суть наших замечаний сразу и улучшал свое чтение, а кому-то приходилось долго объяснять. Понятие поэтического слуха сродни понятию слуха музыкального. Или он есть, или его нет. Одних учили ставить логическое ударение, других не пережимать в эмоциональности.
Наши с сестрой школьные учителя литературы, помнится, могли простить недоученность текста, но не допускали чтения без глубокого проникновения в нерв стиха.
…Прошло два месяца наших репетиций. В воскресенье собирались всей группой, чтобы репетировать военные песни. Было решено, что они будут своего рода музыкальными вставками. Ведь стихов в проекте оказалось много – почти тридцать, да еще два отрывка военной прозы.
Назначили генеральную репетицию. Предполагалось, что мы выступим в конце апреля – начале мая на нескольких площадках. Да еще в четырех школах. Но планы нарушила пандемия.
На общий прогон и мы, и ребята пришли в масках. Двух подростков не пустили родители. Правда, позвонили нам: «А разрешат ли проводить поэтический вечер со зрителями?» Директор библиотеки сказала, что не разрешат.
Генеральную репетицию нашего музыкально-поэтического вечера мы все же провели! Получилось около полутора часов. Мы с сестрой испытали радость, что смогли объединить учеников разных школ в один коллектив! Такого опыта у них еще не было.
В этот день в зале библиотеки звучали такие бессмертные стихи, как «1941 год» И.Эренбурга, «Говори мне о России» И.Баукова, «Февральский дневник» О.Берггольц, «Разведка» Л.Хаустова, «Четверть роты уже скосило» Ю.Друниной, «В сожженной деревне» В.Кочеткова, «Русской женщине» М.Исаковского, «Это медленный рассказ» Н.Асеева, «Радистка» А.Коренева, «Братские могилы» В.Высоцкого, «Севастополь останется русским» А.Городницкого, «Парад Победы» С.Викулова, и другие.
Когда мы поняли, что выступления не смогут ни увидеть, ни услышать в городе, мы все очень расстроились. Торжественные мероприятия, посвященные юбилею Победы, прошли в некоторых школах с соблюдением мер предосторожности. На них выступили подготовленные нами ребята. Поучаствовали они и в онлайн-акциях в Сети.
…Прошел год. В марте нынешнего с Натальей Андреевной связался один из наших юных чтецов Михаил Ивинский, ученик средней школы №3 имени Ф.Э.Дзержинского. В прошлом году он в проекте представлял несколько стихов, в том числе «Варварство» Мусы Джалиля. Это стихотворение не отваживаются читать на публику даже опытные артисты. И мы тогда до конца не были уверены, оставим ли его в программе. Оставили.
Сейчас парень сообщил нам, что вошел в тройку победителей проекта «Живая классика» в своей школе с рассказом К.Паустовского «Английская бритва». Он попросил помочь ему подготовиться к городскому этапу конкурса. Для нас этот рассказ советского классика был неизвестен. Парень пришел и стал читать. И вдруг тот же обнаженный нерв, тот же, что и в стихотворении Джалиля!
Наталья Андреевна провела с парнем несколько занятий. Еще в прошлом году она подметила в нем хорошее качество – внимательно слушать замечания, не обижаться и улучшать чтение в соответствии с просьбой наставника.
В день выступления участников городского этапа конкурса в Центре развития творчества детей и юношества было… малолюдно. Ограничения из-за пандемии еще не были сняты. Зрителями стали конкурсанты из других школ. Около тридцати школьников показали интересные, яркие, разные по стилю авторского письма и эмоциональному воздействию произведения.
У Михаила были серьезные соперники. Но он выдержал испытание! Учел пожелание: «Не читай так, будто стараешься понравиться жюри! Сила рассказа в том, что в нем все очень жестко и честно. Рассказ про то, что называют – обыкновенный фашизм». Правда, фильм Михаила Ромма с таким названием мы смотрели, а парень – нет.
Прошло несколько дней. Жюри все никак не объявляло результаты. И вдруг звонок. Голос у Миши радостный: «Наталья Андреевна! Я… мы с вами заняли первое место! Еду в Ставрополь на краевой финал».
Потом из краевой столицы сообщили, что финал не может быть проведен в очном формате из-за продолжающих действовать ограничений. Всем предложили прислать видеозапись своих выступлений…
А в конце апреля сообщили, что парень стал дипломантом краевого этапа конкурса! Дорогая весть, особенно после наших прошлогодних событий. И ведь правильно говорят – ничто не проходит бесследно.
Владимир ГАЛЬЦЕВ, учитель, Ессентуки, Ставропольский край, фото автора
Комментарии