search
main
0

Непонятный «Черный квадрат»

Можно ли говорить про «это» детям? Именно так ставится вопрос в газете «За коммунистическое просвещение» от 2 августа 1933 года. Поводом для дискуссии послужила книжка писательницы В.Смирновой, вышедшая в издательстве «Молодая гвардия». Она адресована детям дошкольного возраста и называется «Два сердца».

Но вот в новой книге в рассказе о главной героине Иришке описана такая сцена.

«Иришка, устав бегать, подошла к спящей матери, положила голову ей на живот. Толк!

– Мама, проснись, – будит Иришка. – Что-то толкается в тебе. Или у тебя два сердца?»

Мать объясняет дочери, что внутри у нее ребенок маленький, как зернышко. Станет побольше – окрепнет – на свет выйдет. Так появляются все дети…

В то время такой, с нашей точки зрения, невинной сцены оказалось достаточно, чтобы вызвать возмущение советских граждан. В издательство пришли письма с протестами: «Требуем сжечь книгу «Два сердца», а писательницу запретить навсегда». Более терпимые высказались так: «Тема эта не для детей, а для замужних и женатых. С детьми подобных вопросов поднимать не следует. Нет необходимости раскрывать на «это» глаза девочке в ранние годы. Для чего это нужно? Подкосить здоровую радость? Натолкнуть на картины, которые приведут к порнографии мысли?» Какую же позицию в этом споре занимает газета? Признавая, что половое воспитание – «оружие обоюдоострое и в неискусных руках острие его может быть направлено против ребенка, «ЗКП» четко отвечает: «Книга Смирновой нужна. Она учит, как нужно отвечать на поставленные ребенком вопросы». Если мы не хотим, чтобы ребенок получал ответ на улице, во дворе от случайных людей, то должны вести половое воспитание, констатирует газета.

На страницах «ЗКП» настойчиво и целенаправленно идет борьба за грамотного, нового человека. Искренность, самоотверженность и вера, с которыми берутся за это дело наши предшественники, поражают. Регулярно выступает в печати Максим Горький. Наталия Сац предъявляет счет детским драматургам, так мало пишущим для театра. Вообще литература для детей в центре внимания большинства публикаций 1933-1934 годов. Авторы публикации сетуют, «не следовало бы печатать роман Уэллса «В дни кометы». Достается и романам А.Толстого «Аэлита» и А.Грина «Бегущая по волнам». Фантастика должна вырастать из действительности и точного знания. А такая произвольная, мистическая, как в вышеназванных книгах, ничего не дает детям.

Много упреков в адрес издательства «Молодая гвардия», которое не учитывает интересы юного читателя. Планы по разделам «Индустриальные гиганты», «Социалистический труд» вообще не выполнены. Хорош, к примеру, недавно изданный рассказ «Заруба» (автор Данилыч-Кошка). Прекрасно нарисован образ энтузиаста-рабочего, внедряющего новую врубовую машину. Книга много дает ребятам. Но таких изданий мало, отмечает автор публикаций «Спиной к юному читателю».

Но время все ставит на свои места. В каких запасниках находятся сейчас книги автора с двойной фамилией или той же Смирновой? А «ненужные и туманные» «Аэлита» и «Бегущая по волнам» дороги нам и понятны. Жестким нападкам подвергался и детский писатель Чуковский. Газета призывала изжить, преодолеть всю «чуковщину» в литературе.

– «Чуковщина» строится на предположении, что ребенок глуп и ему нравится все нерациональное, – пишет автор Егоров. – Писатели для детей, вышедшие из школы Чуковского, верили, что чепуха, сказанная в ямбах и хореях, приобретает художественную ценность. Чушь! У нас есть конкретные темы: пятилетка, ударники, индустриализация…

Досталось и Третьяковке. Автор Писарев предлагает осудить ее всей общественностью. Почему здесь так много беспредметных произведений, изумляется автор. Вот, например, «Черный квадрат». Где же картина? Квадрат, и больше ничего (автор Малевич). А рядом намазано что-то вроде гниющей конины под микроскопом. Это картина «Смутное» художника Кандинского. Надо очистить культуру, избавиться от вредителей социалистического строительства. Страна готовится вступить в 37-й год.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте