Через конфликт, ломку и адаптацию проходят практически все инновации в современной школе. Вот и новая система оплаты труда стала очередным камнем преткновения для педагогов. В редакцию пришло письмо из Петрозаводска. Педагоги школы №3 «глубоко возмущены ситуацией с оплатой труда учителей, сложившейся в городе в связи с переходом на НСОТ. Проанализировав информацию, донесенную до нас нашим работодателем, мы можем сделать вывод, что большая часть учителей, имеющих высокую квалификационную категорию (13-14-й разряды), будет получать намного меньше, чем до реформы.
В е решили создать рабочую группу из специалистов администрации, министерства и директоров школ, чтобы определиться, как решать проблемы, связанные с введением НСОТ. Кстати, по последней информации Министерства образования Карелии, начисления для учителей петрозаводской школы №3 за январь произведены, ни у одного педагога зарплата не понизилась.
Два месяца назад мы подписали уведомление о переходе на новую систему оплаты. Согласно данному документу мы надеялись получать зарплату хотя бы не меньше, чем в 2008 году.
Новая система оплаты предполагает переход школ на подушевое финансирование (норматив в Республике Карелия – 28 тысяч рублей на одного ученика). Но этих денег у города нет, и поэтому подушевое финансирование не осуществляется.
С 1 сентября 2008 года в 10 школах города начался эксперимент по переходу на НСОТ. В этих школах для учителей был установлен оклад в размере 6500 рублей. Наша школа в эксперименте не участвовала.
С 1 января 2009 года учителя остальных школ города, перешедших на новую систему оплаты, получают заработную плату исходя из оклада 5070 рублей. Уменьшение величины оклада наш учредитель объясняет отсутствием денег в бюджете города.
Ни о каких стимулирующих надбавках и выплатах в этих условиях речи не идет. Нехитрый подсчет (5070 руб. х 1,65 – 13% = 7277,985 руб.) дает возможность понять, что нас ожидает значительное уменьшение зарплаты, что особенно скажется на благосостоянии наших семей в период финансового кризиса».
Ошибка в расчетах?
Истории о том, что учителя в Петрозаводске стали получать меньше, чем раньше, наводнили город. Не называя фамилий, мне рассказывали, как педагог со слезами на глазах смотрела в квиток за январь. У других зарплата сократилась на тысячу-полторы. Вот что говорит Елена Агафонова, преподаватель английского с 33-летним стажем:
– Моя зарплата стала меньше на 700 рублей – немного, на первый взгляд. Но эта сумма будет теряться каждый месяц, а при расчете отпускных станет еще значительней. К тому же меньше работы у меня не стало: я по-прежнему ответственна за кабинет, проверяю тетради, готовлюсь к урокам.
Директор школы №3 Галина Власенко комментирует ситуацию:
– 29 декабря 2008 года наш учредитель, администрация города, установила учителям оклад в 5070 рублей. До этого мы предполагали, что он будет, как в экспериментальных школах, – 6500 рублей. Это позволило бы сохранить зарплату педагогам и даже повысить ее. Весь технический персонал, например, получил прибавку к зарплате, а вот у учителей со стажем, наоборот, она осталась прежней или уменьшилась.
Об этом же шла речь на встрече главы республики Сергея Катанандова с руководителями бюджетных учреждений Петрозаводска. Местное телевидение и газеты не раз цитировали потом директора Университетского лицея Надежду Пекарчик.
– Я завтра боюсь идти в школу, – призналась она. – Примерно у 58 процентов учителей – уменьшение заработной платы, у 42 – увеличение.
Каждая школа – на контроле!
Министр образования Карелии Александр Селянин успокаивает взволнованных педагогов:
– Еще раз хочу повторить: меньше получать ни один работник не будет, если у него сохранился объем выполняемой работы! Если же, увидев квитки за январь, обнаружите, что ваша зарплата уменьшилась, мы будем разбираться с каждым таким случаем и выяснять, какая ошибка допущена в расчетах. Руководство города уже представило информацию правительству о начислении январской зарплаты бюджетникам. Каждая школа у нас на контроле!
– Александр Александрович, в своем письме учителя спрашивают, целесообразно ли переходить на новую систему оплаты учителей, если на это нет денег?
– Этот переход планировался давно. Год назад в республике начался эксперимент в 11 школах Петрозаводска и 30 республиканских школах. Почти шесть месяцев мы разбирались с особенностями начисления по новой системе оплаты труда. И в этих школах не сразу удалось сформировать фонд стимулирования. Но теперь он есть, и все дополнительные средства можно использовать для премирования. Конечно, можно было другие школы не переводить на НСОТ, но тогда не было бы повышения фонда оплаты труда и на 9 процентов, потому что индексация зарплаты по ЕТС с 1 января не предполагалась.
– Если мне не изменяет память, в 2008 году Правительство Российской Федерации через СМИ неоднократно заявляло о 30-процентном повышении оплаты труда всех работников бюджетной сферы…
– Уточню – речь шла не о повышении зарплаты на 30 процентов, а о доведении фонда стимулирования до этого размера, и то к 2010 году. Правительство Карелии от этой задачи и не отказывается. Но в условиях кризиса и снижения доходов бюджета главное – не допустить уменьшения зарплаты и защитить самых слабых. Это сделать удалось. Сегодня за счет увеличения фонда оплаты труда на 9 процентов повышена зарплата самых уязвимых категорий – технического и обслуживающего персонала, молодых учителей. Дальнейшее повышение ФОТ будет направлено на стимулирование в зависимости от результатов труда.
– Учителя сетуют, будто теперь не учитывается квалификация, в результате чего все будут получать одинаково, то есть произойдет уравниловка.
– И напрасно сетуют! В новой системе повышающий коэффициент к окладу в зависимости от квалификации учителя остается. К тому же аттестация не способ повышения зарплаты, а подтверждение более высокой квалификации. По сути, благодаря ее повышению должны улучшиться результаты работы педагога. Тогда он сможет рассчитывать на доплату из фонда стимулирования.
– Как вы объясняете разницу в зарплатах между учителями школ, участвовавших в эксперименте, и остальных школ Петрозаводска?
– В школах, где зарплата по НСОТ вводилась с 1 сентября прошлого года, она определена в 6500 рублей. Разница предполагает дополнительную работу по комплексному проекту модернизации образования: новые технологии оценки качества образования, организация мониторинга, апробация нового стандарта. Проблему я вижу в другом – ожидания педагогов не совпали с действительностью. На мой взгляд, куда важнее удержать зарплату на уровне 2008 года, чем продекларировать повышение, а потом не обеспечить реальные выплаты. Самое главное сейчас – вести разъяснительную работу с педагогами.
Страховка от кризиса
О том, как идет подобная реформа в соседних регионах, рассказывает Евгения МАКАРОВА, заместитель председателя Республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки Карелии:
– В Псковской, Новгородской и Мурманской областях переход на НСОТ идет примерно так же, как и в Карелии. Проблемы везде похожие. Но сегодня нет ни одного субъекта РФ, где бы сказали, что все идет хорошо. Учительство не понимает, почему зарплата не стала выше, ведь власть обещала ее увеличение. К тому же пока людям не ясно, ради чего все это делается. Если зарплата прежняя, зачем было отказываться от ЕТС? Сейчас как никогда раньше возрастает роль профсоюза в образовании: кто как не он заступится за учителя, проверит правильность расчетов, объяснит права и обязанности двух сторон.
А реформы продолжаются. Объясняется это еще и тем, что учеников в стране становится все меньше: если в 1998 году их было 22 миллиона, то сегодня – 13,5. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко говорит, что понимает все социальные аспекты проблемы, но школа не должна подменять собой систему социальной поддержки безработных.
Когда верстался номер
В Петрозаводске решили создать рабочую группу из специалистов администрации, министерства и директоров школ, чтобы определиться, как решать проблемы, связанные с введением НСОТ. Кстати, по последней информации Министерства образования Карелии, начисления для учителей петрозаводской школы №3 за январь произведены, ни у одного педагога зарплата не понизилась.
Комментарии