search
main
0

Неожиданный ответ. Имя учителя носит фан-клуб

Каковы подлинные критерии оценки учительского труда? Почетные степени и звания? Признание коллег? Зарплата? Ученики Давида Соломоновича Горфункеля, преподавателя математики из 67-й питерской гимназии, создали в Интернете его персональный фан-клуб.

Досье «УГ»Задача, предложенная Давидом Соломоновичем своим ученикам.В городе N всего по два: два кафе, два кинотеатра, два магазина и т. д. В том числе две парикмахерские. В этот город приехал турист и решил пойти постричься. Пришел в первую парикмахерскую и видит, что в помещении полный развал, картина на стене висит криво, все разбросано, везде мусор, а сам парикмахер лохматый, пострижен плохо, причесан кое-как. Посмотрел турист и отправился во вторую парикмахерскую. Там все чисто, красиво, у хозяина модная прическа. Турист посмотрел-посмотрел, развернулся и пошел к первому парикмахеру.Вопрос: почему?Ответ: потому, что второго парикмахера стрижет первый.

СтатфактФразы, брошенные Давидом Соломоновичем на уроках и бережно подобранные учениками.- Ответ пахнет, но не очень вкусно.- Я сейчас буду со скоростью звука объяснять новый материал.- Губами шевелить, чтобы я видел, как вы возводите в степень.- Сейчас надо было бы послать по рядам листочки с вопросом: «Что мы вообще делаем?»- Вы хотите решить эту задачу, получить Нобелевскую премию. Я с удовольствием ее с вами получу.

Андрей КОТИКОВ, Валерий ХРАБРОВ, Санкт-Петербург

Тихий островок посреди бушующего города, 67-я школа по праву считается гордостью петербуржской системы образования. Из ее стен вышли четыре Героя Советского Союза, здесь обучались внуки писателя Алексея Толстого и академика Натальи Бехтеревой. В середине 60-х, в годы нашей «жаркой дружбы» со странами Латинской Америки, особенно с революционной Кубой, школа обрела специальный статус и профиль испаноязычной. Помимо собственно языка, были введены два дополнительных предмета – испанская литература и испанское страноведение. Но вопреки явной гуманитарной направленности многие из ее выпускников поступали и продолжают поступать в технические вузы, блестяще проявляя себя на экзаменах. У этого феномена, из года в год провоцирующего ревность языковой кафедры, есть вполне конкретный «виновник» – Давид Соломонович Горфункель, учитель математики, отличник народного просвещения и безоговорочный любимец учеников.

21 июня Давиду Соломоновичу исполнилось 70 лет. Как поздравить человека, который вечно недоволен собой и учениками, который превратил свою жизнь в бесконечные поиски совершенства, заражая перфекционизмом даже самых отъявленных двоечников? Наверное, лучший подарок для любого учителя – это когда ученики приводят к нему своих детей. К Давиду Соломоновичу сегодня приходят уже внуки тех, кто составил его первые выпуски.

Невзирая на годы, он по-прежнему крепкий, подвижный, порой резкий. Его побаиваются самые отпетые «хулиганы». Его невозможно застать врасплох, он всегда на шаг впереди.

Лишь однажды ученикам удалось поставить Давида Соломоновича в неловкое положение. На одном из занятий на задней парте сидел весьма пожилой господин. Открытые уроки не были редкостью, поэтому дети не придали этому особого значения. Учитель начал с вопроса: «Дети, вот мы с вами пользуемся таблицами Брадиса. А вы знаете, кто такой этот Брадис?» Как это часто бывает, какой-то остряк выкрикнул: «Древнегреческий философ!» Давид Соломонович покраснел. Оказалось, гостем на задней парте и был Владимир Модестович Брадис.

Сегодня много говорят об инновационных методах обучения. Давид Соломонович Горфункель стал настоящим первопроходцем инноваций, когда такого слова еще не существовало и в проекте. Одним из первых он ввел систему оппонирования на уроке. Ученику, доказывающему теорему у доски, назначался оппонент, которому также ставилась оценка за постановку острых и нестандартных вопросов. Другим изобретением, ставившим в тупик даже самых «подкованных», было «сочинение» по математике. Например, классу предлагается написать рассказ на тему «Приключения треугольника», в котором должна быть завязка сюжета, развитие, кульминация и развязка. Каждый раз изобретать что-то новое, не давать классу ни минуты передышки, стимулировать конкуренцию хлесткими фразами – вот фирменный почерк Горфункеля.

Наиболее рельефно его систему обучения можно показать на следующем примере. Первое сентября, первый урок математики в новом учебном году. Давид Соломонович врывается в класс и произносит: «Итак, друзья, мы с вами уже отстаем на три урока!»

Больше всего ученики Горфункеля боятся остаться за партой без соседа. Особенно во время контрольной. Заприметив «жертву», Давид Соломонович неслышно опускается на соседний стул и начинает пристально следить за ходом творческой мысли «юного Лобачевского». И, если лист с заданием долго остается без решения, он с хитрым прищуром тихонько говорит:

– Ну что, давай поболтаем?

– А как же контрольная? – спрашивает ученик.

– Да все равно переписывать придется!

«Решить уравнение, пока звенит звонок» – вот высший пилотаж для Давида Соломоновича, вот та планка, недостижимая, но единственно возможная. Он очень редко ставит пятерки, потому что считает четверку и без того отличной оценкой. Нередко подписывает присланные на проверку работы коротко и емко – БСК (бред сивой кобылы). Но никто не обижается, ведь всем хорошо известно: двойка у Горфункеля – это твердая пятерка в другой школе.

К Давиду Соломоновичу часто приходят ученики разных лет, теперь уже разных эпох. Студенты и профессора, простые менеджеры и директора крупных компаний. Их всех, таких разных, разбросанных не то что по стране – по планете, объединяют как минимум две вещи: трепетное отношение к числам и развитое логическое мышление. Давид Соломонович помнит всех поименно, все свои двадцать выпусков.

Три года назад усилиями выпускников был создан фан-клуб Давида Соломоновича в Интернете. Все, кому посчастливилось побывать на его уроках, заходят на страничку, делятся впечатлениями, вспоминают хлесткие выражения, задачи, выходящие далеко за пределы школьного курса.

Лучше учеников Давида Соломоновича о нем не скажет никто. Вот несколько цитат с этого сайта:

«Главное – не математика. Давид Соломонович преподает креативное мышление. В моей жизни математика совсем не пригодилась, но спасибо ему за то, что он научил ДУМАТЬ». «Мне уже 52, сам преподавал и приемами ДС пользовался. Потом и свои наработал. Совет молодым: учите математику и на уроки ДС ходите. Не только ради математики, но и ради юмора, ради правильной жизненной позиции».

Поздравляем Давида Соломоновича с юбилеем!

Желаем ему крепкого здоровья, свежих идей и ярких позитивных впечатлений.

Спасибо вам, Давид Соломонович! Вы – наш идеал учителя и человека!

Давид Горфункель

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте