Изменившаяся духовная обстановка в нашем обществе диктует приоритет личностного подхода к процессу обучения. Сегодня свою работу необходимо строить с учетом возможности творческого подхода к предлагаемым программам обучения, а также ориентироваться на развитие потенциальных возможностей учеников. Современный процесс не может не учитывать индивидуальных особенностей учащихся, их интересов и потребностей.
Юные философыКаждый человек хотя бы однажды задает себе вопросы: кто я? Для чего я? Я есть целое или часть? Каков я? Пока не будут найдены ответы на эти вопросы, молодым людям будет трудно ориентироваться в сложном и изменяющемся окружающем мире, жить с ним в ладу. Самые пытливые ученики задают подобные вопросы за время обучения неоднократно и очень часто бывают не удовлетворены тем, что ответы все равно каждый раз оказываются недостаточно полными. Некоторые из учеников в данной ситуации начинают испытывать потребность «во всем дойти до самой сути», потому что поиск ответов на философские вопросы позволяет им проявить себя в полной мере. И вот тогда уже перед педагогом встает задача, как помочь такому ученику реализоваться, как не пропустить его повышенного интереса к процессу обучения, желания реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал максимально. Пути выхода из данной педагогической ситуации – обеспечение индивидуальной деятельности таких учащихся на уроке, а также организация дополнительной работы во внеурочное время. В своей деятельности на уроках литературы, учитывая эту особенность, я придерживаюсь концепции личностно ориентированного образования и воспитания поликультурной личности. Уроки литературы, основанные на эмоциональной и эстетической восприимчивости учащихся, приводят к общему индивидуальному развитию, вхождению ученика в мировую художественную культуру.С головой в предметЗная и помня о том, что в каждом классе всегда есть учащиеся, сфера интересов которых охватывает не только программный материал, но и позволяет окунуться в более глубокое изучение, на своих уроках я стараюсь расширить представление о роли литературы в поиске ответов на обозначенные выше философские вопросы. Литература с давних времен решает вопросы взаимоотношения человека с окружающим миром, исследуя мировую гармонию в микро- и макрокосмосе. Именно эти понятия для творческих учащихся должны стать основными. Отсюда возникает необходимость углубления предлагаемого материала, которую можно реализовать двумя способами: увеличением доли лекционного материала, преподносимого учителем, и предложением заинтересованным детям выступить в рамках классного занятия с реферативными работами, тщательно подготовленными заранее под руководством учителя.Второй способ мне кажется наиболее продуктивным и эффективным, так как благодаря такой деятельности оказывается восполнена не только потребность способных учеников получить больший материал, но и потребность быть услышанными своими сверстниками-одноклассниками, почувствовать заинтересованность окружающих в результатах работы, что, конечно же, стимулирует ребят к дальнейшему самосовершенствованию. Задания, предлагаемые для этой деятельности, направлены на изучение русской литературы в контексте мировой, расширяют представление о мировом литературном процессе, о стадиальном развитии литератур, при этом делается акцент на национальное своеобразие литератур.Широкий взгляд на мир, формируемый при знакомстве с литературами самых разных народов, дает ученикам уверенность в себе, особенно когда они научатся критически усваивать духовные ценности прошлого и настоящего. Поэтому в работе учителю необходимо ориентировать учеников на нравственно-эстетические аспекты и стимулировать живое, эмоциональное постижение текста. Комплект идейУчитывая все вышеперечисленные тенденции, на уроке литературы при работе с одаренными детьми необходимо акцентировать внимание на следующих аспектах:- пробудить потребность в дополнительной самостоятельной работе;- обеспечить возможность одаренным детям ознакомить одноклассников с результатами своей деятельности, привить навыки публичного выступления и презентации самостоятельного исследования;- сформировать у учащихся умение дать конкретную историческую оценку творчества писателя и его произведения, следовательно, выявить связь с эпохой;- способствовать формированию образно-ассоциативного мышления, где намечаются различные цепочки по сходству или различиям, которые позволяют свести в один ряд произведения многих писателей;- сформировать умение не только эмоционально и эстетически воспринимать произведение, но и творчески его осваивать через интерпретацию.После уроковТакже важнейшей стороной работы с одаренным учеником является внеурочная, дополнительная деятельность, которую нужно организовать так, чтобы она была творческой, исследовательской, активной и включала в себя:- формирование навыков самостоятельной работы, самостоятельного анализа и умения создавать творческие работы различных жанров;- написание самостоятельных исследовательских работ;- обучение не только созданию собственной творческой или исследовательской работы, но и умению ее презентовать с учетом новейших технологий, в том числе и компьютерных.Особую роль во внеурочной работе отвожу, естественно, исследовательской работе в рамках НОУ и конференций различных уровней (школьных, районных, муниципальных, региональных, международных). Это очень серьезная и требующая особого и кропотливого подхода деятельность. Ведь для того чтобы суметь самостоятельно проанализировать любое, даже небольшое, произведение, рассмотреть его в разных контекстах, связать с различными тенденциями, нужно сначала многое узнать, изучить. Поэтому часть работы должна быть посвящена вопросам поэтики художественных произведений, но можно провести идейно-тематический анализ произведения, изучить его творческую историю, обратить внимание на литературно-краеведческие вопросы и т. д.Исследовательская работаПрежде чем начинать самостоятельное исследование, необходимо изучить:- методологическую литературу, которая вооружает методом анализа произведения;- теоретико-литературные работы, если тема касается жанра, сюжета, композиции и т. д.;- научную литературу непосредственно о данном писателе и данном произведении.Особо внимательным необходимо быть при выборе темы исследования. Во-первых, она должна заинтересовать ученика и позвать за собой. Во-вторых, быть сопричастной кругу интересов межпредметных увлечений (например, литература и музыка, литература и живопись и т. д.), одним словом, выявлять таланты ученика, то, что является его индивидуальным, ярким. В-третьих, тему нужно формулировать так, чтобы ответа на поставленные вопросы нельзя было найти в научной литературе и ученик имел возможность проявить самостоятельность в анализе данного произведения и выводов из него. Дополнить, развить то, что уже сделано учеными, а затем непременно пойти совсем новым, своим путем.А после учимся правильно оформлять работу, писать тезисы, строить защиту, отстаивать свою точку зрения, готовить презентацию. Одним словом, «проживаем» работу вместе. На это уходит достаточно много времени, которое никогда не будет потрачено зря. Результат всегда оправдывает ожидания! В процессе работы ученик развивает свои способности и получает от этого неописуемую радость творчества, удовлетворение от собственных открытий.Ситуация успехаКонечно, мы, учителя, даем сумму знаний, формируем навыки и умения, но мне думается, что все-таки наша задача в работе с одаренными детьми намного просторнее и ответственнее. Хочется определить ее словами Р.Олдингтона: «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу». Поэтому, как мне видится, мы должны вовремя узнать, увидеть, почувствовать такого ученика, помочь ему задуматься о вечных вопросах и направить на путь познания, быть рядом, но в то же время формировать самостоятельный подход к процессу постижения истины, а также совершенствования своих способностей.Естественно, чтобы достичь высоких результатов в работе с одаренными детьми, нужно время. Поэтому данную деятельность необходимо начинать как можно раньше, как только выявляется такой ученик, которому интересно и по плечу более глубокое постижение предлагаемого материала. Работа с такими учениками должна быть организована по принципу преемственности: от года к году, от занятий репродуктивного характера к постепенному переходу на путь самостоятельного поиска и исследования. Именно такой подход обеспечивает непрерывность развития творческой мысли, что и является в свою очередь реализацией ситуации успеха.Талантливого ученика необходимо не только увидеть, но и помочь ему поверить в себя, осознать свою значимость, помочь ему самостоятельно ответить на волнующие вопросы, включить в процесс постоянного и поступательного самосовершенствования. Поэтому, повторюсь, занятия с такими учениками должны быть рассчитаны на создание ситуации успеха, в результате чего развивается творческий потенциал ребенка, формируется активная жизненная позиция. В итоге учащиеся обретают уверенность в себе, веру в то, что и они являются значимой частицей мира, в основе которого Любовь, Добро, Милосердие, Сострадание и Творчество. Тем самым, надеюсь, и реализуется одна из возможностей человека находиться в гармонии с окружающим миром.Людмила ПЕЧНИКОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №13 Нижнего Новгорода, учитель года Нижегородской области-2012
Комментарии