Люди часто считают позволительным требовать от государства благоустройства их жизни, не делая ничего для этого самостоятельно. Почему же так происходит? Причина, как мне кажется, в том, что они боятся проявить инициативу, не верят в возможность своего влияния на качество жизни. Школа отражает мир взрослых. Насколько интересна жизнь в школьной стране, зависит от ее жителей. Дети должны осознавать свою ответственность за жизнь внутри школы, а позднее – за жизнь страны. Как воспитать активную жизненную позицию у подрастающего поколения? Позволить детям проявлять инициативу, вовремя поддержать, подсказать, скоординировать. Поделюсь опытом нашей школы.
О детском коллективе всегда есть активные ребята. Нашлись такие и у нас: они сами инициировали создание ученического самоуправления. Это произошло не случайно. Одна из учениц нашей школы, а ныне студентка МГУ Евгения Карпова была знакома с деятельностью Детского движения Москвы и МДОО «Содружество». Используя модель этих организаций, ребята начали выстраивать систему самоуправления в школе, вписывая ее в рамки традиций нашей гимназии. Мы приступили к работе, объединяя разновозрастные группы детей по выбранным ими направлениям деятельности, что является основой общественных детских организаций Москвы. Так, на сегодняшний день в школьном самоуправлении существуют научное общество «Галактика», совет школьных музеев, культурно-массовый, спортивный и патриотический секторы. Ребята могут заниматься деятельностью либо по одному, либо по нескольким направлениям в зависимости от своих интересов и предпочтений. По каждому направлению ведется проектная и исследовательская деятельность, которой всегда уделялось большое внимание в нашей школе, проводятся различные акции. Помогали ребятам заместители директора по воспитательной и научной работе, психологи и социальный педагог, которым на момент создания ученического самоуправления в гимназии была я. Получается, что заслуги школы в создании детской организации нет? Заслуга состоит в том, что педагоги не отмахнулись от инициативы, проявленной ребятами, а поддержали ее. Сейчас ученическое самоуправление гимназии состоит из законодательного органа (ученического совета) и исполнительных органов – совета старшеклассников (8-11-е классы) и детского движения (5-7-е классы). А на момент его создания была лишь группа инициативных восьмиклассников, которые вошли в первый ученический совет. Уже позднее ребята осознали необходимость привлечь к своей деятельности других учащихся. Заинтересовать старшеклассников им показалось сложной задачей, поэтому они организовали детское движение для учащихся 5-7-х классов – начали готовить себе помощников. Для организации детского движения была разработана система агитационных мероприятий, авторами которых стали юные активисты. Совет старшеклассников организовал и провел ряд мероприятий для средней школы: квесты, праздники, конкурсы, викторины. Расскажу о некоторых из них. Уже традиционно в начале сентября проводится квест для пятиклассников «В стране выученных уроков», который знакомит детей со зданием школы, расположением кабинетов, мотивирует на изучение новых предметов. Этот квест является одним из инструментов адаптации при переходе в среднюю школу. Ученический совет реализовал проект по празднованию 870-летия Москвы. Была проведена акция «Я люблю Москву!». Каждый класс рассказал о самом любимом уголке родного города, оформил стенды с фотографиями, написал эссе. Прошел квест «Москва и москвичи», благодаря которому ребята многое узнали из истории нашего города. В подготовку общешкольных мероприятий, инициированных советом старшеклассников, тоже вовлекаются учащиеся 5-7-х классов. Организуются различные акции, которые проводятся на переменах в холлах, радиопередачи, общешкольные квесты, спортивные состязания. Ребята получают неоценимый опыт в планировании, подготовке и проведении мероприятий. Главным является то, что направление деятельности и тематику они выбирают сами, отталкиваясь от своих интересов и увлечений. Так, у нас прошел день музыки, день мира, день театра, фестивали «Достояние республики» и «Мы дети твои, Земля!». Фестивали всегда были традиционными в нашей школе. Начинали мы с представления советских республик, это было в то время, когда я сама была ученицей нашей школы. Теперь тематика у фестивалей меняется. Например, фестиваль «Достояние республики» является фестивалем песен различных эпох. Начав с песен военных лет, школьники прошли музыкальный путь нашей страны от 1940-х до 1990-х годов и изучили вместе с музыкой историческую панораму событий в стране. Ученический совет проводит еженедельные собрания, где планирует дальнейшую деятельность, ведется просветительская работа. Ребятам из младших классов нравится участвовать в мероприятиях вместе со старшеклассниками, это сплачивает ребят разных возрастов. Для того чтобы учащиеся 5-7-х классов ощутили свою значимость, старшеклассники предложили им разработать мероприятия для группы продленного дня начальной школы. Были организованы «Синичкин день» (изготовление кормушек для птиц из подручного материала и размещение их во дворе школы), «День матери» (под руководством старших товарищей ребята готовили поздравительные открытки для мам), «День грамотности» (игра на знание правил русского языка и литературы), «День чистых рук» (ЗОЖ). Развивается волонтерская деятельность. Ученический совет сотрудничает с Советом ветеранов района Чертаново Центральное, проводит совместные акции с обществом детей – малолетних узников фашистских концлагерей. Каждый год в апреле мы совместно с ветеранами проводим митинг в парке 30-летия Победы около памятника детям – узникам фашистских концлагерей. Зарекомендовав себя в школе и районе (мы являемся победителями окружного фестиваля «Сокровища юга» и победителями окружного этапа конкурса «Лидер УС»), активисты ученического совета стали полноправными членами управляющего совета школы. Теперь детские инициативы рассматриваются на новом, более высоком уровне. Как куратор ученического самоуправления, которым я являюсь не первый год, могу сказать, что для полноценной работы очень важен обмен опытом между ученическими организациями. Поэтому надо активнее участвовать в конкурсах, просветительских проектах округа и города. Ребята наверняка захотят воплотить в жизнь тот опыт, который они приобретут, и жизнь в вашей школе закипит. Главное – дайте детям проявить инициативу!Екатерина КУЗНЕЦОВА, учитель физики, куратор ученического самоуправления школы №1582
Комментарии