Сегодня среди школьников очень популярна туристско-краеведческая деятельность. Это многоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых. Отличительными признаками туристско-краеведческой деятельности являются: передвижение в пространстве, активное взаимодействие с окружающим миром, высокая степень самодеятельности и познавательной активности участников, сочетание умственного и физического труда. Она позволяет ставить и решать познавательные, оздоровительные, спортивные и организационно-бытовые задачи.
Школа №902 «Диалог» и, в частности, ее подразделение Дом детского и юношеского туризма и экскурсий является координатором данного направления. Уже много лет наши школьники участвуют в различных видах туристско-краеведческой деятельности. Это и занятия в рамках программы детского объединения, и учебно-тренировочные выходы, и слеты (например, традиционный слет-митинг «Рубежи обороны столицы», посвященный битве за Москву и местам боевой славы), и соревнования (по лыжному туризму, ориентированию, туристским навыкам), и фрироуп (преодоление полосы препятствий), и краеведческие поездки по Подмосковью и другим областям Центральной России (Тверской, Смоленской, Ивановской, Ярославской, Владимирской), и спортивные походы (в ближайшие области, Карелию, парк Паанаярви, Хибины, Южный Урал).Многодневные выезды позволяют совместить занятия на лыжах с изучением культуры и истории своей страны. Такие поездки доступны и интересны детям с любым уровнем физической подготовки. Однако спортивные походы требуют наличия определенных навыков, туристского опыта и длительной подготовки, так как участники сталкиваются с различными трудностями, например, сильный ветер и метель, короткий световой день, перемещение по заснеженному лесу и склонам, ночевка в палатке и многое другое. Не менее важным фактором успешного похода является и психологическая атмосфера – коллектив должен работать слаженно, поддерживать и помогать друг другу, преодолевать трудности сообща. После похода в воспоминаниях остается только хорошее, а трудности кажутся не такими большими и вызывают теплую улыбку.На дворе у нас зима, а заснеженный лес дает не меньше возможностей, чем летом. Совершая простые выходы, можно использовать особенности погоды для обучения ребят различным туристским и жизненным навыкам. Любая прогулка, тренировка или поход начинаются с построения маршрута. Уже на данном этапе возможно активное включение ребят в рабочий процесс. Спланировали маршрут? Теперь составьте список необходимого снаряжения, распределите обязанности – и в путь. Ориентирование в зимнем лесу осложнено тем, что снег скрывает дороги и тропинки, просветы между деревьями порой заканчиваются тупиком, привычные очертания леса меняются (листья уже опали). Но опытный педагог всегда поделится опытом и расскажет, как не заблудиться в зимнем лесу. Ну что ж, ориентироваться вы научились, дошли до планируемого места, а дальше что? А здесь уже все зависит от цели выхода. Тренировка на склоне с лыжами и без, с веревками и системами, организация и прохождение полосы препятствий, поиск дров, разведение костра и приготовление пищи, обустройство бивуачного места, постановка палатки типа «Зима». Конечно, погода накладывает свой отпечаток. К примеру, поставить палатку в помещении достаточно просто. А вы попробуйте сделать это в заснеженном лесу, в теплых перчатках, утопая в сугробах. Представили? Все не так страшно. Многое зависит от желания, а опыт приложится.Правильно одеться для активного отдыха в зимнем лесу, держать топор и пилу, запасать растопку и разжигать костер вы можете научить детей и сами. Если же ваш опыт минимален, а хочется сделать все грамотно, интересно, обратитесь к опытным педагогам-туристам. Специалисты будут рады проконсультировать по выбору тропинок, а то и погулять с вами по лесу вместе со своими учениками – юными туристами.Подарите детям немного зимнего леса!
Светлана САРЫЧЕВА, Татьяна АРЯСОВА, педагоги Дома детского и юношеского туризма и экскурсий школы №902 «Диалог»
Комментарии