Впервые в истории московского образования фильмы, созданные воспитанниками центра внешкольной работы «На Сумском», были взяты на вечное хранение. Работа медиаклуба «Ракурс» «По оккупированной» стала победителем Всероссийского заочного конкурса подростковых медиаработ «Без срока давности: непокоренные» и направлена на государственное хранение в Российский государственный архив кинофотодокументов, а также размещена для публичного просмотра на сайте федерального проекта «Без срока давности». А документальный фильм «Тихон Баран. Подвиг юного Сусанина» отправился на хранение в Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов. Церемония награждения победителей конкурса проходила в Доме кино в Москве.
Основным творческим продуктом медиаклуба «Ракурс» являются видеозарисовки, репортажи, документальные фильмы. Документальный фильм, как правило, делается несколько месяцев, а иногда и лет. В этом жанре важно исследование. Необходимо изучить тематику не только по привычным сегодня нам статьям в Википедии и Дзене, здесь приходится пользоваться одновременно несколькими источниками информации и, конечно же, находить людей, которые могут рассказать то, что даже в Сети невозможно найти. Погружаясь и пропуская материал через себя, ребята желают одного – чтобы кино посмотрели зрители. А зритель – человек привередливый, он ждет от фильма новое, неизвестное, интересное.
Тематика фильмов, создаваемых в медиаклубе «Ракурс», самая разнообразная. Открывая персонаж не только как историческую личность, но и как человека, юные режиссеры начинают ассоциировать себя с ним. Ведь для понимания характера героя документального фильма необходимо знать, в какой среде он родился, как прошло его детство, как формировались черты характера, которые позволили ему стать тем, кем он стал.
Прежде чем приступить к съемке картины про Георгия Жукова, авторы поехали на его малую родину для погружения в исторический материал. Фильм начали с рассказа о его детстве. Исследуя фигуру маршала Победы, обучающиеся прониклись тяготами, переживаниями, которые были в юном возрасте у Жукова.
Фильм получился не только про маршала Победы, в нем прозвучал вопрос, адресованный ко всем зрителям: что выбрать – спасение семьи или долг перед Родиной? Ведь осенью 1941 года Георгий Константинович находился в 10 км от родной деревни Стрелковка Калужской области и мог эвакуировать свою мать и родных. Однако Жуков принял решение не заезжать в родную деревню, а дорогое время провести в частях армии.
Благодаря работе с фотографиями, кинохроникой у ребят формируется понимание Великой Отечественной войны. Стоит один раз посмотреть кинохронику варварства фашистов на нашей землей, и у ребят уже не возникает вопроса, почему мы победили. Работа с архивными документами, документальное кино (хроника) – необходимая часть воспитательного процесса. Этот процесс идет постепенно и достигает нужного результата.
Казалось бы, современная молодежь увлекается и смотрит только игровые, художественные фильмы. Однако если заинтересовать ребят, которые занимаются медиатворчеством, документалистикой, то погружение в исторический материал становится частью их жизни. И это дает результаты.
В ВДЦ «Орленок» прошла церемония награждения победителей Всероссийского заочного конкурса медиаработ «Диалог поколений». На него было подано 554 фильма от 106 детских студий из 41 региона нашей страны. 14 лучших фильмов конкурса вошли в киноальманах «Диалог поколений». В этом сборнике фильмов три документальные работы медиаклуба «Ракурс». Авторы фильмов перед церемонией награждения прошли по красной дорожке и затем получили дипломы и Гран-при из рук заместителя директора Российского государственного архива кинофотодокументов Риммы Моисеевой.
Студия «Ракурс» создала цикл фильмов «Усадьбы великих». Одна из картин посвящена географу Петру Семенову-Тян-Шанскому. Многие его помнят из уроков географии. Когда ребята начали съемки, для них открылся огромный мир этого человека. Он всю свою жизнь посвятил служению Отечеству. Не только как руководитель статистического ведомства (именно он руководил первой переписью населения в России), а прежде всего как человек, который писал научные труды по ботанике, энтомологии (он собрал коллекцию примерно в 700 тысяч видов жуков), искусствоведению. Он написал огромный труд и собрал коллекцию голландских художников XVI века. Эти полотна (больше 700 картин) передал в Эрмитаж.
Изучая деятельность великого человека, ребята начинают задумываться о том, что такое служение Родине. Для чего живет человек, что он может оставить после себя. И это всего лишь два примера. За каждым значимым событием нашей истории стоят люди, раскрывая их, обучающиеся узнают об их лучших качествах, эти люди становятся примером на всю жизнь. В процессе работы над фильмом у ребят формируется историческое и образное мышление, они получают конкретные знания и умения. Снимая фильм, они учатся выражать свою гражданскую позицию, проникаются патриотическими чувствами и готовы нести зрителям полезную информацию.
Экскурсии, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение кино, сбор материалов об участниках Великой Отечественной войны и выдающихся личностях погружают ребят в историю, культуру народа, формируют у них любовь к Родине, милосердие.
С фильмом-исследованием о самом юном летчике Великой Отечественной войны Аркадии Каманине юные авторы приняли участие во II Всероссийском питчинге юных кинематографистов, который осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. В шорт-лист вошли 39 студий со всей России. Медиаклуб «Ракурс» центра внешкольной работы «На Сумском» оказался в пятерке лучших и победил! Уже весной планируется показать широкому зрителю документальный фильм про 14‑летнего летчика, совершавшего подвиги на самолете У-2 (По-2).
Медиаобразование открывает нам новые перспективы и возможности.
Максим АКИЛОВ, педагог дополнительного образования центра внешкольной работы «На Сумском»
Комментарии