Мы обязаны знать: одухотворенный русский язык – душа России, ее святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет свое лицо. Мы как зеницу ока должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша – в словах, нами произносимых, как утверждает профессор Всеволод Троицкий, доктор филологических наук.
Исследования последних лет в лингвистике и смежных науках доказывают идею Михаила Бахтина о том, что человек вовсе не использует слова для обозначения вещей (зачем они ему нужны сами по себе?), он живет и действует в мире и может пользоваться словами для организации своих действий, для организации действий других людей и своих совместных действий с другими людьми. Структурные средства языка используются человеком для достижения своих целей, и, с другой стороны, социальные цели предопределяют и изменяют функционирование языковой структуры в среде.Программа интегрированного лингвистического курса «Социолингвистика: как язык зависит от общества», разработанного мною, рассчитана на учащихся 10-11-х классов гуманитарного профиля, предполагающих впоследствии стать филологами, журналистами, юристами, специалистами в области библиотечного дела, культуры, работниками социальной сферы. Социолингвистика – научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Элективный курс позволяет учащимся понять, как изменения в структуре общества отражаются на изменениях структуры языка, выявить место языка в жизни человека и истории человечества – в смене общественных формаций, развитии культуры, религии, школы. Дети должны осознавать зависимость между тем, как мы говорим, и тем, что мы собой представляем. В слове проговаривает, выражает человек свою душу… Постепенно мы вместе со старшеклассниками подходим к понятию «языковая личность», к выводу, что язык – он живой. Составляем «языковой паспорт» – свой собственный, своей семьи, отдельной личности, литературного персонажа. И все это для того, чтобы в конце концов понять: развитие языковой личности непрерывно движется, по словам Платона, «от красивых образов – к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте». Ирина МИХАЙЛЕНКО, учитель русского языка и литературы средней школы №7, Ноябрьск
Комментарии