В нашем комплексе цикл семинаров-практикумов педагогов-психологов для родителей дошкольников и школьников существует уже несколько лет. Сегодня данная форма взаимодействия с родителями по-прежнему актуальна, что подтверждается многочисленными посетителями каждого семинара. Приходят те, кому интересно, кто действительно хочет узнать ответы на свои вопросы и ознакомиться с новыми подходами в воспитании и обучении детей.
Современные родители ценят время и свои силы, поэтому встречи всегда полезные, информация краткая, понятная и имеет ярко выраженный практический характер, чтобы ее можно было использовать сразу после окончания семинара. Форма подачи материала учитывает разнообразие образования аудитории и возможности его усвоения. Тема лектория формулируется в доступном виде, без использования специфических медицинских, педагогических или психологических терминов. Например, тема «Формирование и развитие высших психических функций у детей» не вызовет особого энтузиазма у слушателей. Лучше, если название темы будет звучать как «Развитие внимания, памяти, интеллекта у детей дошкольного возраста: практические упражнения, и не только». Привлекательное название вызывает интерес и побуждает к посещению семинара.Почему предпочтительнее очный формат встреч, а не дистанционное общение? При очном участии родители полностью включены в процесс получения новых знаний, происходит активное взаимодействие между родителями разных классов, что помогает осознать типичность проблем в разных детских коллективах, снижается тревожность и повышается инициативность в вопросах и высказываниях родителей.Помимо заявленных тем часто на лектории всплывают и другие вопросы, которые интересуют родителей и требуют отдельных консультаций. Живой интерес у родителей вызывают проблемы:- как реагировать на истерики ребенка;- что делать, если ребенок агрессивен к сверстникам и взрослым;- ребенок неусидчив, гиперактивен;- не хочет ходить в садик/школу;- если ребенок боится, как преодолеть тревожность;- как оторвать от компьютера или смартфона;- ребенок не слушается, не выполняет то, что просят сделать;- как бороться с вредными привычками;- что делать, если с ребенком никто не дружит.Что вызывает положительный отклик у родителей и способствует популярности родительского лектория:- краткая, полезная, доступная, а главное, практически ориентированная информация;- выполнение нетрудных упражнений, экспресс-тестов по теме лектория;- наглядность, красочность, динамичность и позитивность информационного материала.Чему способствует данная форма взаимодействия, какие задачи решает:- просвещение с целью профилактики возникновения трудностей, повышения осведомленности родителей в решении возникающих проблем;- сближение и объединение школы и семьи. Осознание решения общей, единой задачи воспитания и обучения, осознание не одиночества, возможности получения квалифицированной помощи со стороны школы;- получение обратной связи от родителей о волнующих их школьных проблемах. Предупреждение разрастания конфликтов и жалоб.С какими трудностями мы столкнулись? При проведении лектория ведущий должен быть готов к любым вопросам аудитории. Иногда при транслировании упрощенной информации в ходе семинара родителям, имеющим педагогическое или психологическое образование, становится скучно, возникает желание противопоставить свое мнение оратору, захватить внимание аудитории. Порой родители пытаются перевести линию разговора в другое русло, и в такой ситуации предпочтительнее не вступать в дискуссию, подчеркнуть возможность иной точки зрения и предложить обязательно обсудить данный вопрос по окончании семинара.Важную роль играет позиция лектора. Если ведущий не ставит себя выше аудитории, не превращается в ментора, а общается со слушателями демократично и уважительно, то аудитория простит такому лектору и запинки, и любые казусы. Владение аудиторией, умение публично выступать являются особо ценными качествами ведущего родительского лектория. При отсутствии данных качеств посещение родительского лектория постепенно сходит на нет.В отличие от родительских собраний такая форма встреч позволяет осуществлять менее формализованное общение, получать непосредственную обратную связь и не зависит от характера взаимоотношений конкретного родителя с классным руководителем. Родительский лекторий – важная форма общения с семьями учащихся, доказавшая востребованность в современных условиях.Оксана МЕЛЬНИК,педагог-психолог школы №979
Комментарии