Случалось ли вашим ученикам на уроке сидеть за рабочим столом известного русского писателя или постоять рядом с леопардом в африканской саванне, или надеть скафандр космонавта? Все это и многое другое позволяет испытать образовательный проект «Урок в музее».
Департамент образования города Москвы совместно с Департаментом культуры предложил московским учителям провести уроки на основе музейных коллекций с использованием экспозиций музея для более глубокого и прикладного изучения предмета.Сегодня учитель так организует учебную деятельность школьников, чтобы она была связана с жизнью, и включает в нее занятия в городской среде, в библиотеке, в театре и, конечно, в музеях. Таким образом, школа и музеи получили возможность объединить свои усилия не только в дополнительном, но и в основном образовании детей. Музейные уроки уникальны, носят яркий, эмоциональный характер, являются источником для формирования инновационного творческого багажа учителя.В ноябре учащиеся 9‑го «В» класса вместе с учителями посетили музейно-культурный центр «Интеграция», где стали активными участниками интегрированных уроков литературы и истории.Урок начался еще на Пушкинской площади, когда ребятам было предложено рассказать известные стихотворения великого поэта возле памятника А.С.Пушкину, устроить так называемые Пушкинские чтения, и девчонки, и мальчишки с радостью подхватили эту инициативу, ведь это необычно.В зале литературно-музыкального салона Зинаиды Волконской ученики ознакомились с двухсотлетней историей знаменитого дома на Тверской улице, благодаря музейной экспозиции погрузились в поэтическую и музыкальную атмосферу салона, продекламировали с известной сцены стихотворения А.С.Пушкина, не раз бывавшего здесь гостем.Девятиклассники открыли для себя творчество советского писателя Николая Островского, окунулись в мир будничного квартирного быта 30‑х годов и праздников из «Календаря коммуниста» 1925‑го. Удалось даже почувствовать себя пионерами, когда повязали алые галстуки.На таких уроках вы не услышите фразы: «За барьеры не заходить! Экспонаты руками не трогать!» Дорогого стоит возможность быть допущенным за ограничительный мемориальный барьер. При выполнении заданий дети могут осваивать табуированное музейное пространство, а затем обсуждать найденные ответы за мемориальным музейным столом в квартире писателя. И тогда биография писателя или определенный исторический период становятся частью твоей жизни, а не голой теорией.Подобные уроки играют важнейшую роль в социализации учащихся, формировании культурного мировоззрения и воспитании уважения и любви к родному городу. Они не только возбуждают любопытство и привлекают внимание школьников к предмету, но и побуждают искать собственные ответы и формулировать выводы на основе собранной в музее информации, поскольку ответы на вопросы нельзя найти в учебнике.В процессе реализации ФГОС изменились и формы современного урока: на смену классной комнате с привычными партами и доской, даже если это интерактивная панель, приходит все пространство города, которое открывает перед учеником и учителем безграничные возможности. И это здорово!Светлана БАРЫШЕВА,учитель русского языка и литературы школы №1356
Комментарии