search
main
0

Необычное в привычном: в цехах педагогической кузницы

На первый взгляд привычными стали уроки мастеров и учителей, которые прошли тернистый путь меж партами и школьной доской. Где-то там, в глубинах школьных классов, ковались и рождались их лучшие уроки года… И если кому-то показалось, что это привычный урок по программе, я не скажу «креститься надо», а лишь возьму блокнот, смартфон и авторучку – и на урок, да, стану подмастерьем мастеров. Десятый год наша школа встречает учителей со всей России, и в который раз приходят в школу учиться у коллег учителя.

Позвольте сравнить учительство и большой спорт (и сразу вслед за тем допустим, что первое не станет обижаться). Так вот, как вижу я: на ковер земли Олонхо мастера международного класса, чемпионы СССР и России приехали делиться опытом! Теперь переходим обратно на площадку форума.

Первым на старте стоит открытый урок-ракета по математике. Капитан корабля – Олег Вадимович Ренев. Экипаж – учащиеся 9, 10 и 11‑х классов. Пассажиры – учителя, наблюдающие за слаженной работой экипажа во время полета. Корабль следует по маршруту «Тригонометрия». Поясное время ровно 15.15. Ключ на старт! Поехали! Полет прошел виртуозно и в штатном режиме. Посадка мягкая.

Полет начался под девизом «Не­обычное в привычном». Капитан, поприветствовав экипаж, в качестве обзорного режима произвел «прозвонку всех систем» в виде командной ретроспективы на разных уровнях и оперативно проанализировал результаты экипажа с разных сторон для улучшения дальнейшей работы. Когда корабль ускоряется равномерно, находящиеся внутри корабля не чувствуют ускорения. Так происходило и в этом случае.

Именно плавное ускорение событий и мастерское проведение урока, без суеты и внешнего напряжения, вдохновили меня на его описание в таком стиле повествования. Учитель, начав урок по тригонометрии с привычных правильных треугольников, постепенно усложнял условия задач. Вот уже слышим такие термины, как «тригонометрическая таблица» и «табличные углы». Одновременно мастер обращает внимание обучающихся на настенные часы, активизируя их познавательную деятельность, и гладко и стремительно возвращает к решению задач профильного уровня ЕГЭ. На этом обобщающем уроке педагогом было продемонстрировано умение гибко переплетать геометрию 8‑9‑х классов и алгебру старших классов на трех уровнях для решения одной и той же проблемы. В заключение урока учитель пожелал обучающимся стараться видеть в привычных вещах необычное. И задавать вопросы себе, учителям, пытливым умам… «Обычные вопросы про необычное в привычном развивают ваше познание!» – напутствовал всех присутствовавших Олег Вадимович Ренев. Со своей стороны мы благодарим Олега Вадимовича за столь, казалось бы, обычные, но одновременно и необычные приемы педагогического мастерства на привычных уроках.

Вот уж вечер. Снегопад. Передо мной лежит книга в красном переплете. Есенин. Полное собрание сочинений. А потянуться вновь за ней вдохновил меня учитель физики Петр Петрович Головин на своем открытом уроке, на котором многие учителя имели честь общаться с прекрасным педагогом из Ульяновской области, народным учителем СССР. Тему этой встречи, проходившей под крыльями белых журавлей, в цехах педагогической кузницы, кудесник назвал «Физика с лирическим уклоном».

Во время открытого урока мы, как первые радиолюбители, вглядывались в Петра Петровича, будто в осциллограф, пытаясь ловить смысловые волны между словами выступления народного учителя. Записывали его фразы и предложения в надежде когда-нибудь расшифровать это послание, закодированное опытом и мудростью мастера.

Все начинается с детства! Вновь и вновь возвращался к этим словам Петр Петрович. Научи ребенка плавать, и пусть он тридцать лет не будет плавать, а случись что… все само вспомнится и пригодится, спасет жизнь! Так же и навыки, которые мы даем в школе, и грамматика в первую очередь. «Все берется из детства!» – закрепил учитель.

«Физика – какая емкость слова! Физика для нас не просто звук…» – вспоминал между тем я слова из стиха далекого школьного детства. Будучи учителем истории и географии, работая гидрологом на метео­станции, я с глубоким уважением слушал стихи Есенина от Петра Головина при невидимых переходах между частями выступления. Ведь и у Есенина тема природы была не просто одной из любимых. И природа, и даже элементы погоды у Сергея Есенина были олицетворены и одушевлены. В его стихах и русский, и чуваш, и якут без труда найдут милые сравнения с девушкой в описании очеловеченной природы. «Физика – это природа!» – словами Аристотеля цементировал свое выступление Петр Петрович.

Те, кто сегодня ловил лирическую волну физики от Головина, при демонстрации опытов с массой и весом наверняка задумались и о том, что масса – это Масса, а вес – всего лишь вес, и в этом маленький смысл.

Вместо заключения был проведен еще один опыт, который ясно продемонстрировал, что всякое тело стремится к покою, к гармонии с окружающим миром, с пожеланием участникам беседы главного – здоровья, любви и счастья в семье!

Благодарим вас, Петр Петрович! Спасибо учредителю и организаторам образовательного «Тумэр форума» за эту площадку конструктивного общения и развития педагогического сообщества.

Егор ИЛЬИН, учитель истории и географии верхневилюйской школы №4 имени Д.С.Спиридонова

От редакции

Практически сразу после проведения «Тумэр форума» новым руководителем Управления образования Верхневилюйского улуса стал Юрий Васильевич Кынатов, учитель истории, директор школы №4 имени Д.С.Спиридонова, многие годы являющийся организатором форума, руководителем клуба «Учитель года Республики Саха (Якутия)», руководителем регионального отделения Общероссийской общественной организации «Учитель года». Наши сердечные поздравления и самые добрые пожелания, дорогой Юрий Васильевич!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте