Почти тридцать лет назад по типовому проекту в Нижнем Новгороде (тогда еще городе Горьком) в микрорайонах-новостройках были построены несколько школ. В одной из них училась и я. Другая – та, что располагается в противоположном конце города, можно сказать, у черта на куличках, вот уже с десяток лет носит гордое имя – Нижегородская городская педагогическая гимназия.
Типовой проект повторяет лишь расположение помещений. Все остальное зависит от людей. Превращение из обычной школы, каковой она и была поначалу, в педгимназию началось с приходом директора Л. Кожевниковой и ее команды. Теперь школьным коллективом руководит ее преемница В. Гречухина. И традиции “красивой школы”, заложенные в течение нескольких лет, только крепнут и развиваются.
Первое, на что обращаешь внимание, – почти в каждом классе висит зеркало. На окнах светлые жалюзи. Недорогие, но оригинальные светильники. На стенах – картины, карты, необходимые учебно-наглядные пособия. В обычных школьных шкафах – нужные для учебного процесса книги, предметы, работы учеников…
Здесь не найдешь допотопных парт, которые трудно сдвинуть с места даже взрослому. Учебные столы и стулья, как и положено, подогнаны по росту детей. Есть и современные легкие парты, рассчитанные на одного ученика. В кабинетах, где занимаются старшеклассники, несколько столов часто сдвинуты в один ряд, таким образом, даже зрительно вносится атмосфера вузовской лекции.
Зеркала на каждом шагу. Кроме того, что они зрительно расширяют пространство, словно требуют взглянуть на себя, поправить что-то в одежде, пригладить растрепавшиеся волосы, выпрямить спину.
А вокруг обилие зелени. Куда ни взглянешь, везде комнатные растения: высокие и маленькие, пышно разросшиеся и не очень. Стоят на полу, подоконниках, в специальных цветочницах, даже на журнальных столиках в миниатюрных вазочках или живые цветы, или цветочные икебаны. Растения встречаешь даже в туалете. Нужно же ради той же красоты внести живую зеленую ноту в сверкающую белизну кафеля и зеркал. Впрочем, и туалетные комнаты здесь не менее эстетичны, чем все остальное. И рука как-то не поднимается бросить мимо урны бумажку, испортить кафель грязной надписью.
Здесь не увидишь жестких скамеек и казенных стульев. В любом доступном уголке рекреаций, вестибюля можно присесть на полукруглые диванчики и мягкие кресла или банкетки. Часто оставаясь после занятий или дожидаясь родителей, гимназисты здесь учат уроки, читают или просто разговаривают. Та же мягкая мебель стоит и в учительской. Причем покупают ее на деньги, заработанные самим участием в различных грантовых конкурсах и проектах. Тесно сотрудничают и со своими шефами. Еще один из источников приобретения мебели и оборудования – денежные призы конкурса “Красивая школа”, участником которого педгимназия является не один год.
Здесь есть то, чего не увидишь в другой школе. Картины – и самих гимназистов, и подаренные НГПГ художниками самодеятельными и известными в Нижнем Новгороде – создают ту неповторимую атмосферу красоты, которую и призвана воспитывать школа вместе с семьей. Это натолкнуло педагогов гимназии на мысль создать в одной из реакреаций картинную галерею. А в стеклянных витринах – красивые изделия, сделанные руками гимназистов и их родителей, коллекция кукол, костюмы, показывающие историю моды.
А в перемены и после уроков разносятся по зданию звуки фортепиано. Музыкальные инструменты стоят и в рекреациях тоже. Кто-то готовится к очередному празднику. Кто-то разучивает новую мелодию. Кто-то в ожидании педагога музыкальной студии повторяет задание.
Откуда все это? – спросите вы. Что-то гимназия приобретает сама, но здесь не редкость и подарки. К подаркам и педагоги, и сами гимназисты относятся очень трепетно, наверное, поэтому их так много и дарят их охотно. В преддверии новогодних праздников по традиции в каждом классе (от коллектива родителей, от своей семьи, от себя лично) дарят “Рождественский подарок”. Рады всему – от книги до компьютера. А родители знают, что этим же будут пользоваться и их дети. Более того, ни один из подарков не останется безликим, как, например, в одной из рекреаций – пианино с табличкой на крышке “Педагогической гимназии в дар от семьи…”.
Таким же образом и библиотека пополняется год от года.
А еще любимое место гимназистов – зимний сад. Здесь также часто можно встретить во второй половине дня ребят, делающих уроки. Зимний сад педагогической гимназии располагается на переходной площадке из одного крыла здания в другое (на снимке). В школе, где училась я, на этом месте находилась раздевалка для учеников начальных классов. Два типовых здания, две школы. Одинаковые снаружи, но такие разные внутри. А ведь и хороший, и плохой внешний вид сильно влияет на здоровье детей. Плохое вредит.
Ирина МАЛИНИНА
Нижний Новгород
Комментарии