search
main
0

Необычная выставка

Русские географические названия: история открытий

Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят.

Николай Миклухо-Маклай

 

Испокон века государство наше прирастало открытием новых земель, изучением и освоением территорий, знакомством с культурой людей, живущих в этом пространстве. Во всех частях света в географических названиях закреплены имена русских покорителей морских и океанских просторов, отважных первооткрывателей. Тема путешествий и открытий всегда вызывала неподдельный интерес.

В нашей школе проходило коллективно-творческое дело, формат которого был актуален и для детей, и для взрослых, – Клуб путешественников и первооткрывателей. Параллели 5‑х и 6‑х классов вместе с родителями, классными руководителями и учителями проводили свои исследования об одном из русских путешественников, на основе которых составляли творческие выступления, рассказывая сверстникам о невероятных приключениях русских мореплавателей. 5‑й «А» класс представил программу, которая называлась Tendo Una Palabra («Держу одно слово» – девиз Н.Н.Миклухо-Маклая), рассказывающую о жизненном пути и экспедициях великого этнографа XIX века. В процессе подготовки классу удалось погрузиться в историю и географию, изучить жизнь и открытия великого соотечественника, выяснить много потрясающих фактов об этом удивительном человеке, а также связаться с двоюродным праправнуком и полным тезкой выдающегося ученого-гуманиста Н.Н.Миклухо-Маклаем (младшим), который ведет обширную просветительскую деятельность и является основателем и директором Фонда сохранения этнокультурного наследия имени Миклухо-Маклая. Николай Николаевич – современный ученый, продюсер и режиссер документальных фильмов, автор научных статей и организатор международных проектов в странах АСЕАН и Папуа – Новой Гвинее, руководитель Центра изучения Южно-Тихоокеанского региона Института востоковедения РАН, научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии Австралии и Океании Института востоковедения РАН, президент Ассоциации исследователей Южно-Тихоокеанского региона. Именно благодаря подготовке к общешкольному событию началось взаимодействие нашей школы с Н.Н.Миклухо-Маклаем и фондом.

Деятельность фонда распространяется не только на сбор и сохранение богатого культурно-исторического наследия нашей страны. Фонд проводит экспедиции, поддерживает научные исследования и развивает гуманистические идеи Н.Н.Миклухо-Маклая. Сотрудники фонда не просто систематизируют и экспонируют разнообразный материал, связанный с экспедициями российских и советских ученых, но и становятся инициаторами разнообразных образовательных проектов и новых невероятных путешествий. Широкому кругу лиц будут интересны онлайн-музей Миклухо-Маклая (https://mikluho-maclay.online), великолепная библиотека статей, публикаций, книг, посвященных русским исследователям, а также видеотека, где представлены прекрасные документальные фильмы и ролики, подготовленные на высочайшем профессиональном уровне. Все ресурсы выложены в открытом доступе на официальном сайте https://mikluho-maclay.org, пользоваться ими можно бесплатно.

Благодаря сотрудничеству шко­лы №825 и Фонда имени Миклухо-Маклая в сентябре 2023 года в нашей школе открыла свою работу выставка «Русские географические названия: история открытий», которая была подготовлена фондом совместно с учеными Института востоковедения РАН при поддержке Фонда президентских грантов. Идея проекта и выставки – сохранение достоверной мировой истории открытий, в которой Россия занимает значимое место.

Выставка состоит из 20 экскурсионных планшетов, которые легко можно экспонировать в любом образовательном учреждении. При своих небольших размерах каждый планшет несет в себе достаточное количество информации для самостоятельного ознакомления. Кроме того, планшеты эстетично оформлены в современном стиле, содержат QR-коды, безусловно, этот важный аспект находит отклик у современных детей.

Подготовка к экспонированию проходила в несколько этапов:

– согласование и решение организационных вопросов;

– формирование актива из взросло-детского коллектива;

– разработка программы мероприятий и экскурсионных маршрутов;

– подготовка экспозиционного пространства, создание дизайн-проекта афиши, программы, пригласительных билетов;

– работа с кураторами выс­тавки.

Кураторами выставки выступали активные, эрудированные и творческие ученики 8‑го «А» класса, которые стали настоящими флагманами проекта благодаря высокому уровню исполнительской дисциплины, нестандартному подходу и разработанным захватывающим экскурсионным маршрутам. По словам самих ребят и их родителей, это ответственное дело не только их не напугало, но, напротив, окрылило в начале учебного года.

При подготовке к экспонированию было решено превратить холлы первого этажа в экспозиционное пространство, для того чтобы как можно большее количество желающих могли беспрепятственно стать участниками этого события. Кроме того, принципиально важным стал для нас вопрос содержания: хотелось сделать экспозиции доступными для понимания современными школьниками разных возрастов, темпераментов и характеров. Именно поэтому были разработаны разноплановые форматы ознакомления с выставкой – от экскурсионных маршрутов до квестов. Таким образом, с материалами выставки можно было ознакомиться в разных формах:

– самостоятельное изучение экспозиции в любое время;

– экскурсионные перемены, во время которых кураторы выставки находились возле планшетов и могли рассказать свою часть экскурсии, а также ответить на вопросы ребят в индивидуальном порядке;

– экскурсионные маршруты для школьников и взрослой аудитории, которые проводились по принципу музейных последовательных экскурсий;

– игровые экскурсионные квесты для учеников начальной школы, основанные на принципах игрофикации для облегчения восприятия сложной информации. Они пробудили интерес младших школьников к географическим открытиям и путешествиям;

– индивидуальная экскурсия для учителя географии, который мастерски владеет этим материалом и пользуется авторитетом у ребят.

Отрадно, что школа с удовольствием погрузилась в процесс подготовки к выставке, а статус мероприятия был подчеркнут, когда торжественное открытие этого события провел директор нашего образовательного комплекса Юрий Геннадьевич Шелухин. Итак, с 18 по 28 сентября 2023 года учащиеся, родители, педагоги и жители района Кузьминки отправились в увлекательное виртуальное путешествие вместе с русскими исследователями морских и океанских просторов. Помимо разноплановых экскурсионных маршрутов были организованы показ документального фильма «Русский атлас» и видеоматериалов из коллекции фонда, музыкальное погружение, во время которого ребята вместе с учителями, стоя в орлятском кругу, исполняли бардовские песни о путешествиях. Все активные участники выставки были награждены электронными сертификатами участников этого знакового события, что будет прекрасным напоминанием о прошедшем мероприятии и украсит портфолио школьников.

Важно отметить, что фонд не просто предоставляет экскурсионные планшеты для проведения выставок на базе образовательных учреждений и разноплановые материалы для составления экскурсий, но бережно сопровождает все этапы работы и даже направляет своих сотрудников и коллег для проведения лекционных занятий. Не стала исключением и наша выставка.

28 сентября в школе прошла творческая встреча с Семеном Сергеевичем Галактионовым, лектором Фонда имени Миклухо-Маклая, младшим научным сотрудником ИНИОН РАН, аспирантом факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В.Ломоносова. Искусный рассказчик, обаятельный собеседник, он расположил детскую и взрослую аудитории к диалогу, наполненному особым смыслом. Это мероприятие стало ярким завершением выставки «Русские географические названия: история открытий». В актовом зале школы собрались учащиеся 3-11‑х классов. Для того чтобы мысленно перенестись в путешествие по волнам географических открытий, солисты школьного вокального ансамбля «Мелофон» исполнили песню «Ты слышишь, море» (слова Михаила Пляцковского, музыка Александра Зацепина, написана для кинофильма «Свистать всех наверх!»).

Семен Сергеевич представил интересный материал по теме «Первое русское кругосветное плавание: «Надежда» и «Нева» в регионе Южных морей» для ребят и педагогического состава, которые увлечены историей, географией и этнографией. Лекция затрагивала различные аспекты первой русской кругосветной экспедиции и была дополнена подлинными историями о приключениях наших соотечественников, о которых известно только ученым-исследователям. Разговор очень понравился всем участникам встречи, а в качестве творческого подарка ансамбль 3‑х классов исполнил «Маленький кораблик» как символ надежды для отправляющихся в настоящее увлекательное путешествие по следам великих русских мореплавателей и путешественников!

Лучшей оценкой этого десяти­дневного марафона стали восторженные отзывы гостей выставки и желание продолжить более детально изучать культурно-историческое наследие нашей страны. Безусловно, любое масштабное событие должно завершаться рефлексией. В нашем случае было решено провести ее в формате круглого стола. Примечательно, что ученики – кураторы выставки делились своими впечатлениями, анализировали проведенные мероприятия и оставленные отзывы, отмечали положительные стороны и задумывались над недостатками, их причинами, но самое главное – все участники просили продолжения проведения подобных знаковых событий!

Здесь мы можем обратить внимание, что наши учащиеся оказались на одной волне с составителями и разработчиками федеральной программы внеурочных занятий «Разговоры о важном», потому что в феврале 2024 года одно из них будет посвящено именно теме путешественников. А мы можем с радостью анонсировать, что в феврале-марте 2024 года на базе нашего образовательного учреждения пройдет еще одна выставка Фонда имени Миклухо-Маклая, подготовленная к 200‑летию первого русского кругосветного плавания, «Россия в регионе Южных морей. По следам русских открытий», что станет прекрасным дополнением и расширением темы «День первооткрывателя». (Проект Фонда имени Миклухо-Маклая «Россия в регионе Южных морей. По следам русских открытий» стартовал в сентябре 2023 года. Он адресован российской молодежи и представлен в образовательных и музейных учреждениях трех российских регионов: Москвы, Санкт-Петербурга и Новгородской области. Учебным заведениям предоставлена возможность принять участие в проекте очно и дистанционно.)

Переоценить данные проекты в образовательных учреждениях невозможно! Они предоставляют уникальную возможность выйти за рамки учебных предметов и дают старт более глубокому изучению школьных курсов географии, истории, обществознания, экологии, основ духовно-нравственной культуры народов России, мировой художественной культуры, а также становятся для учащихся отправной точкой для выполнения собственных научно-исследовательских работ и представления их на олимпиадах, конкурсах и конференциях. Каждый раз убеждаемся, что педагогика сотрудничества позволяет учителям, ученым, деятелям культуры и искусства не на словах, а на деле воспитывать подрастающее поколение нашей великой страны, формируя в нем правильные ценностные ориентиры, помогая ему стать более образованным, развитым и духовно богатым. В этом видится наша общая цель!

Наталья МАСЛОВА, учитель английского языка, классный руководитель 6‑го класса школы №825 имени В.А.Караковского

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте