1 сентября 2009 года в школах Великолукского района Псковской области сели за парты 1286 учеников – на 34 человека меньше, чем в прошлом учебном году. Три школы района изменили свой статус – из основных превратились в начальные. Даже подобные небольшие изменения в районе с населением 23 тысячи человек, где всего 7 средних школ, вызывают опасения. Об этом наш разговор с Виктором Ефимовым, начальником Управления образования администрации Великолукского района.
Досье «УГ»После введения НСОТ российские малокомплектные школы в большинстве случаев финансируются по реальным затратам на одного ученика, а заработная плата учителям выплачивается как средняяЕсли в Финляндии на одного учителя в среднем приходится 17 учеников, а в Японии – 22, то в России – 8.
СтатфактВ регионах Российской Федерации, где введена новая система оплаты труда педагогов, диапазон базовых окладов учителей достаточно широк.В Красноярском крае, например, он достигает 18 тысяч, а в Московской области – 20 тысяч.
За последние десять лет число школьников в районе сократилось почти на тысячу человек, то есть более чем на 40 процентов. Поэтому пошел процесс оптимизации образовательной сети. Учитывается, конечно, экономическая целесообразность закрытия или изменения статуса школ. Один из вариантов оптимизации – пришкольные интернаты. Их у нас два – при Пореченской средней школе и Переслегинской гимназии. Решается проблема подвоза детей в базовые школы – на средства района создали хороший автобусный парк из 17 машин. Там, где необходимо, работают группы продленного дня, чтобы школьники были под присмотром до отъезда домой.
– Виктор Михайлович, не получится ли так, что в маленьких сельских школах педагоги потеряют в зарплате?
– В школах с наполняемостью 20-30 учеников снижения зарплаты не допустили. Было предусмотрено, что в случае снижения заработной платы по НСОТ оплату учителям производить, как прежде, по ЕТС.
– И все-таки вы не отказываетесь от новой системы оплаты труда…
– Главное достижение НСОТ заключается в том, что зарплата педагогов теперь напрямую зависит от их квалификации, сложности и качества работы. Помимо должностного оклада учителя получают компенсационные и стимулирующие выплаты и надбавки, составляющие дополнительный фонд, который определяется по формуле:
До=Бе х Бк х (1 + Кст + Ккв + Ксп + Кут + Купр),
где размер базовой единицы устанавливается законом области на соответствующий финансовый год:
– на 2007-й – 2450 для специалистов и 4000 для руководителей;
– на 2008-й – 2800 для специалистов и 4560 для руководителей;
– на 2009-й – 3500 для специалистов и 5700 для руководителей.
Повышающие коэффициенты к должностным окладам учитывают стаж педагогической или руководящей деятельности, уровень квалификации, условия труда и особенности работы учреждения.
Фонд состоит из основной и дополнительной частей.
Дополнительный фонд оплаты труда распределяется на фонд компенсационных доплат, фонд разовых выплат и фонд стимулирующих доплат в таком процентном соотношении:
– компенсационные доплаты – 40%;
– разовые выплаты – 30%;
– стимулирующие доплаты – 30%.
Размер доплат по учреждениям распределяется по согласованию с председателем профсоюзного комитета и председателем совета учреждения.
Компенсационные доплаты установлены в размере:
– за заведование кабинетами – 11%;
– за классное руководство – 20%;
– за проверку тетрадей – 9%.
Учреждения образования разрабатывают положения по распределению дополнительного фонда оплаты труда, определяющие порядок, сроки и размеры выплат.
Стимулирующие доплаты, как правило, постоянны и утверждаются на учебный год. Например, за участие в конференциях, семинарах, методических объединениях, внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий, включая ИКТ, подготовку победителей олимпиад, соревнований и конкурсов различного уровня, а также за участие в экспериментальной работе. А разовые выплаты устанавливаются приказом директора школы на основании ходатайства заместителей по согласованию с профсоюзным комитетом и советом школы. Это может быть денежная премия или материальная помощь. Премии могут выплачиваться за месяц, квартал, полугодие или год на основании положения о дополнительном фонде оплаты труда школы.
Здесь хотелось бы отметить два момента.
Первый: доплаты к базовой части зарплаты – так называемая стимулирующая часть фонда оплаты труда – выплачиваются тем специалистам, кто демонстрирует высокое качество работы. В перечень оснований для премирования входят, в частности, достижения учениками более высоких показателей по сравнению с предыдущим периодом и позитивные результаты внеурочной работы. Второй момент – решение о том, кому положены доплаты и каким должен быть размер этих доплат в каждом конкретном случае, принимается с участием школьного совета и комитета профсоюза. Оба эти момента ключевые и очень важные. Но реализовать их на практике достаточно трудно.
Тем не менее внедрение НСОТ в нашем районе прошло без особых эксцессов. Можно даже отметить определенный положительный эффект: зарплата учителей повысилась в среднем на 30 процентов, а у некоторых – более чем на 80. В абсолютных значениях рост заработной платы составил в среднем около 3000 рублей, а диапазон роста – от 1 до 9 тысяч. У педагогов высокой квалификации зарплата выросла до 11 тысяч, а у начинающих – от 3 до 5 тысяч рублей.
– Виктор Михайлович, кроме позитивных изменений новая система оплаты труда, вероятно, принесла и проблемы?
– Разумеется. Теперь недостаточно просто учитывать присутствие человека на работе, надо научиться оценивать результат его деятельности. Отсюда большой дополнительный объем работ для руководителей и работников бухгалтерии – внедрение нового программного обеспечения по кадровому, бухгалтерскому и экономическому учету.
Новая система оплаты труда предполагает и новые критерии оценки деятельности учителя, школы и ее директора. Для этого на областном уровне разрабатывается модель аттестации педагогических работников, согласно которой соответствие уровня профессиональной компетенции требованиям заявленной квалификационной категории определяется на основе самоанализа педагога и оценки эффективности исполнения работы.
Я бы выделил следующие риски, связанные с НСОТ. Во-первых, пока выигрывают только крупные школы, и есть социально-психологический риск, связанный с различиями в оплате труда учителей одинаковой квалификации в разных школах. Во-вторых, объем расходов для обеспечения роста заработной платы учителей снижается. Для решения этого вопроса на региональном уровне установлены пропорции между заработной платой, учебными расходами и иными видами расходов при доведении норматива до образовательного учреждения.
В целом же я считаю, что введение новой системы оплаты труда решает одну из наиболее болезненных проблем современной школы: как уйти от уравниловки и реально повысить доходы тех учителей, которые обеспечивают высокое качество образования.
Великие Луки, Псковская область
Комментарии