При обучении в сотрудничестве достигаются удивительные результаты: студенты становятся друзьями не только в колледже, но и за его пределами. Этому способствует сама атмосфера обучения в сотрудничестве: развитая на занятиях доброжелательность в отношениях и заинтересованность в успехах окружающих товарищей не может удерживаться в границах учебного процесса, начинает влиять на все существование студента. Деятельность сотрудничества развивает равенство студента и преподавателя.
Обучение в команде
Внимание уделяется успеху всей группы, который достигается посредством самостоятельной работы отдельных участников группы в процессе изучения проблемы. Целью здесь является развитие способности что-либо вместе познавать, когда каждый получает необходимые знания, вырабатывает новые навыки и вся группа знает достижения каждого ее члена. При этом успех команды зависит от достижений отдельных участников, таким образом, формируется заинтересованность каждого в знаниях остальных. В учебной работе возникает ответственность каждого за успех или неуспех всей группы.
Оценивание происходит по сравнению со своими собственными предыдущими результатами, а не с результатами других, что дает равные возможности всем студентам, не позволяет возникать соперничеству.
При работе в малых группах происходят выполнение работы по частям, общее обсуждение, а затем индивидуальное тестирование каждого члена группы, что дает возможность усвоения информации каждым студентом. Возможны при групповой деятельности и командно-игровая организация занятия или такой вид деятельности, как индивидуальная работа в команде, когда члены группы помогают выполнять товарищам индивидуальную работу, а итоговое тестирование оценивается специально выбранными из группы студентами. Преподаватель при этом отмечает успехи группы по количеству проработанных тем и успешности выполнения заданий, как домашних, так и классных.
Пила
Студенты работают над разбитым на фрагменты материалом, образующим смысловые блоки. Каждый учащийся разрабатывает свою часть информации, после чего происходит «встреча экспертов», когда изучающие одинаковые фрагменты материала участники разных групп встречаются, чтобы обменяться информацией. Затем по возвращении в группу они обучают других всему, чему научились сами. Данный вариант работы развивает внимание, так как необходимо внимательно выслушивать партнеров по команде, чтобы получить необходимые знания. Развивается заинтересованность в том, чтобы передать знания другим, так как результатом является итоговая оценка всей команды.
По окончании работы преподаватель может опросить любого студента по любому из фрагментов материала.
Учимся вместе
Вся группа студентов делится на группы по уровню обученности по 3‑5 человек в каждой. Результатом совместной работы группы будет усвоение всей массы информации, подлежащей изучению. При таком подходе также развиваются взаимодействие и взаимная заинтересованность, так как награду получает вся группа, а не отдельный студент. При этом присутствует индивидуальный подход, включающий равные возможности для всех участников. Большое значение имеет умение педагога комплектовать группы и ставить цели каждой из них. Здесь у студентов развиваются самостоятельность и ответственность в определении индивидуального распределения задания и выполнении одной общей задачи. Также они должны определять правильность выполнения своих заданий товарищами по работе, стимулировать активность каждого участника в группе и культуру общения внутри группы. Таким образом, при выполнении учебной работы развивается активное, творческое познание нового, а также происходит развитие культуры общения в группе. Функциями педагога при этом являются как контроль успешного выполнения задания, так и оценка характера общения между собой участников группы, контроль развития способов оказания ими необходимой помощи друг другу.
Исследования
Исследовательская работа студентов в группе развивает самостоятельность. При этом работа происходит в группах индивидуально, в процессе каждый выполняет индивидуальное задание, после чего происходят обсуждение в группах и составление по результатам единого доклада, который затем оценивается всей группой студентов.
Большое значение здесь приобретает мотивация к самостоятельной деятельности.
Преподаватель может сформировать группы и организовать их работу, но главным станет развитие желания студента самому выполнять задание, приобрести необходимые знания. При равных возможностях успеха здесь развиваются индивидуальная ответственность, осознание общности целей и задач. Индивидуальная ответственность означает постоянную помощь друг другу, работу в сотрудничестве для успеха всей группы. Равенство возможностей предусматривает возможность постоянного совершенствования своих результатов деятельности, когда каждый студент обучается по своим способностям и возможностям и достигает своего личного результата. Оценивается при этом уровень усилий. Если и слабый, и сильный студенты затрачивают максимум своих усилий для достижения общего результата, то и оцениваются они одинаково. Преподаватель здесь приобретает новую, важную для течения учебного процесса роль организатора самостоятельной деятельности студентов, которая является творческой, исследовательской. Педагог развивается в новой роли – помощника студентов в их самостоятельном добывании нужных знаний, оперировании фактами решения проблем. При таком подходе недостаток знаний компенсируется не только с помощью учебников, студенты привлекают себе на помощь множество дополнительной литературы.
Помимо достижения цели овладения знаниями и умениями данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни.
Светлана ЧЕРНЯЕВА, преподаватель математики, информатики Московского образовательного комплекса имени В.Талалихина
Комментарии